The Legendary and Cultural Traces Connected to the Oral Epic Manas: on the Basis of Jusup Mamay’s Version
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32177Ключевые слова:
эпос, Манас, киргизы, легендарный памятник, памятники культуры, устная традиция, Юсуп Мамай, уезд Акки, Китай, Синьцзян.Аннотация
Легендарные и культурные следы, связанные с эпосом «Манас»: на основе версии Юсупа Мамая
Аннотация. Манас передавался устно в Киргизии более тысячи лет. Существуют сотни вариантов Манаса, в которых обнаруживаются легендарные и культурные следы. Связь между такими легендарными следами и героическими подвигами персонажей обсуждается в этой статье, в основном ограничиваясь версией Юсупа Мамая. Десятки легендарных и культурных памятников и достопримечательностей, описанных в «Манасе», разбросаны по обширной территории, которая простирается от Западной Азии до Центральной Азии, к северу и югу от гор Тянь-Шань, от южной Сибири до северо-восточного Китая и обеспечивает духовное значение для последующих поколений. В данной статье эти легендарные следы, культурные объекты и памятники делятся на два типа. Один из них связан с рядом важных мест, упомянутых в текстах и уже ставших органическими элементами эпоса в ходе исполнения манасчи, таких как мавзолеи героев. Другой тип состоит в основном из рукотворных следов, включая большие группы мемориальных зданий, скульптуры эпических персонажей и известных эпических исполнителей, и даже могилы таких исполнителей. Все эти легендарные следы и культурные объекты представляют собой самое ценное сокровище в системе культуры и знаний киргизского народа. Они происходят из разных исторических периодов и никогда не перестают воплощать в жизнь эмоции, переживания, прошлые события, судьбы, богатство и горе, счастье и печали персонажей киргизского эпоса. Кроме того, эти культурные следы также продолжают играть важную роль в современном киргизском обществе (общественной жизни). Следующее обсуждение сосредоточено на нескольких типичных примерах, которые подчеркивают их культурную значимость. Основная версия обсуждала вариант Юсюпа Мамая, один из классических версий, записанных в Китае. Другие версии, особенно версии из Кыргызстана, также будут упомянуты.
Literature
- Manas entsiklopediya [Manas Encyclopedia]. In 2 vol. 2. Bishkek, Kyrgyz entsiklopediasynyn Bashky redaktsiyasy, 1995, 431 p. (In Kyrgyz lang.)
- Zhirmunsky V. M. Introduction in Learning of Epos Manas. In: Encyclopaedical Phenomenon of Epos Manas. Bishkek, 1995, pp. 330-374.
- Avezov M. Time of the epos Manas origin. In: Encyclopedical Phenomenon of Epos Manas. Bishkek, 1995, pp. 374-400.
- Berinshtam A. N. Epoch the Kyrgyz epic Manas origin. In: Encyclopedical Phenomenon of Epos Manas. Bishkek, 1995, pp. 401-425.
- Unusaliev B. M. Kyrgyz Heroic epos Manas. In: Encyclopedical Phenomenon of Epos Manas. Bishkek, 1995, pp. 425-442.
- Keerkezizu jianshi [A Brief History of the Kyrgyz Ethnic Group]. The team for compiling. Beijing, Ethnic Publishing House, 2008, 252 (In Chinese lang.)
- Anvar Baytur. Kirgiz tarihy leksiyalary [The lectures of Kyrgyz history]. Artush, Kizilsuu Kirgiz basmasiy, 1986, 339 p. (In Kyrgyz lang.)
- Barthold V. Introduction of Kyrgyz history. Trans. by Zhangli. In: The history of Central Asia. Ed. by Yu Taishan. Vol. 2. Lanzhou, Lanzhou University press, 2013, pp. 523-607. (In Chinese lang.)
- Adil Jumaturdu. 20 shiji Zhongguo Xinjiang Aheqixian manasichi qunti de tianyediaocha baogao [Analytical Report of Field Investigation on Epic Manas singers in Akqi County in the 20th Century in Xinjiang]. Northwestern Journal of Ethnology, 2006, No. 4, pp. 172-189. (In Chinese lang.)
- Reichl Karl. Turkic Oral Epic Poetry. N. Y. & London, Garland Publishing, 1992, 395 p.
- Lang Ying. The Bard Jusup Mamay. In: Oral Tradition. 16, 2001, pp. 222-239.
- Lang Ying. Manasi Lun [On Epic Manas]. Huhehot, Inner Mongolia University Press, 1999, 475 (In Chinese lang.)
- Adil Jumaturdu. Manasi shishi geshou yanjiu [The Study on Singers of the Epic Manas]. Beijing, Ethnic Publishing House, 2006, 276 (In Chinese lang.)
- Radloff W. Preface to The Dialect of the Kara-Kirgiz (Trans. by G. B. Sherman with A. B. Davis). In: Oral Tradition. Vol. pp. 73-90.
- Adil Jumaturdu, Toktobubu Manasi yanchangdashi Jusupu Mamayi pingzhuan [Critical Biography of Famous Manaschi Jusup Mamay]. Huhehot, Inner Mongolia University Press, 2002, 311 p. (In Chinese lang.)
- Aliev C., Kulmatov T. Manaschilar jana Izildoochulo [The manaschis and researchers]. Bishkek, Respublikalik “Kyrgyz Jibek jolu” fondu, 1995, 226 p. (In Kyrgyz lang.)
- Adil Jumaturdu. Jihuo yingxiongshishi wenhuaziyuan, youxiao liyong shishi chuantong [Activate the Cultural Resources of Heroic Epic and Reasonably Exploit the Epic Tradition-by the example of Heroic epic Manas]. In: Journal of Inner Mongolia Normal University. 2011, No. 1, pp. 39-45. (In Chinese lang.)
- Tohan Yisake (Toktobubu Isak), Adili Jumatuerdi (Adil Jumaturdu). Zhongguo manasi xue cidian [The handbook of Manas Studies in China]. Beijing, China Minzu University Press, 2018, 534 p. (In Chinese lang.)
- Chadwick Nora, Zhirmunsky V. M. Oral Epics of Central Asia.Cambridge, Cambridge University Press, 1969, 365 p.
- Manas entsiklopediya [Manas Encyclopedia]. In 2 vol. 1. Bishkek, Kyrgyz entsiklopediasynyn Bashky redaktsiyasy, 1995, 439 p. (In Kyrgyz lang.)
- Mamay Jusup. Manas. In 2 vol. Vol. 1. Noruz Usonaly and Abdyray Osmon. Urumchi, Shinjang el basmasy, 2004, 1070 p. (In Kyrgyz lang.)
- Samar Musaev: The Epos Manas. Frunze, Science Publishing House, 1985, 263 p. (In Russ. and Eng. lang.)
- Adil Jumaturdu. A Comparative Study of Performers of the Manas Epic. In: Journal of American Folklore. 129. 2016, No. 513, pp. 288-296.
- Qyrghyz adabiyatynyn tarykhy: “Manas” jana manaschïlar [The History of Kyrgyz Literature: “Manas” and Manaschis]. Vol. 2. Ed. A. Akmataliev. Bishkek, Sham, 2004, 658 p. (In Kyrgyz lang.)
- Adil Jumaturdu. Zhongya minjianwenxue [Central Asian Folk Literature]. Yinchuan, Ningxia People’s Publishing House, 2008, 212 p. (In Chinese lang.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная