К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЗМЕ ЭПИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА (ПО МАРШРУТАМ ДРЕВНЕГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ)
Ключевые слова:
эпос, историзм, Великий Шелковый путь, Китай, Туркменистан, Египет, аланы, гунны, огузы-туркмены, историческая подоплека фольклорного сюжета.Аннотация
В свете современных научных знаний, накопленных за последние годы, рассматриваются специфические вопросы отражения маршрутов древнего Шелкового пути в туркменском эпическом народном творчестве в сравнении с аналогичными фактами из фольклора и литературы некоторых других народов.
Все туркменские любовно-фантастические дестаны (романы), названия которых содержат личные имена возлюбленных (“Лейли и Меджнун”, “Юсуп и Зулейха”, “Гюль и Билбил”, “Зохра и Тахир”, “Шахсенем и Гариб” и др. Общее число подобных произведений доходит до 25), пропитаны духом странствий в далекие края, где главный герой подвергается cуровым испытаниям в прочности своих чувств к возлюбленной, проходя через ужасные приключения с дивами, джиннами, пери и другими сверхъестественными персонажами.
Несмотря на то, что в любовно-фантастическом дестане “Гюль и Сенубер” чувствуется сильное влияние арабских сказок из цикла “Тысяча и одна ночь”, а также местных туркменских сказок, изложение событий в нем начинается именно с рассказа о том, что отец главного героя Сенубера, Хуршид-падишах является правителем города (страны) под названием Чин (т. е. Китай). Автор свое произведение заканчивает также тем, что после многочисленных приключений и мытарств в разных странах, в том числе в шехри-Шебистане (городе-стране Мрака), Сенубер со своей возлюбленной Гюль возвращается в родной город (страну) Чин (Китай) на постоянное жительство. В туркменском анонимном любовном дестане “Хюрлукга и Хемра” наблюдается обратный маршрут следования главного героя из Египта (Misr / Müsür) в Китай (Çyn-Maçyn) и обратно. В статье данный сюжет преследуется полностью.
Литература
1. Закиев М. З. Глубокие этнические корни тюркских народов. – Астана: Тюркская академия, 2011. – 114 с.
2. Erdemir H. P. Göktürk-Bizans İlişkileri (VI. Yüzyıl Bizans Kaynaklarına Göre). – Ankara: Arkeoloji ve Sanat Yayınları, 2001. – 92 s.
3. Söyegov M. Ötüken Adının Etimilojisi ve Büyük İpek Yolu’yla İlgisi // Türk Dünyası Tarih Kültür Dergisi.– İstanbul, 2012. – Sayı: 308 Ağustos. – S. 53–54.
4. Гельдыева Г. Великий Шелковый путь: из глубин истории к современности. URL: http://www. turkmenistan.gov.tm/?id=3043 (дата обращения: 25.08.2014)
5. Дессанлар. – Ашгабат: Изд-во «Туркменистан», 1982. – 264 с.
6. Безертинов Р. Н. Тэнгре – не чужой бог. Мировоззрение, служившее основой побед древних тюрков. URL: http://tengrifund.ru/2012/04/tengre-%e2%80%93-ne-chuzhoj-bog-mirovozzrenie-sluzhivshee-osnovojpobed-drevnix-tyurkov (дата обращения: 20.06.2013)
7. Мамлюки. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. Подготовлен по данным изданий: Али-заде А. А. Мамлюки // Исламский энциклопедический словарь. – Москва: Ансар, 2007. – 400 с.; Рыжов, К. В. Бахриты // Всемонархимира. Мусульманский Восток. VII–XV вв. – Москва: Вече, 2004. – 544 с. 68
8. Сейди. Дөнменем, беглер: Гощгулар. Чапа тайярлан К. Җумаев. М. Сөеговың редакциясы билен. – Ашгабат: РУХ, 1993. – 96 с.
9. Хурлукга и Хемра. Саят и Хемра: туркменские романические эпосы / предисл. и сост. А. Мирбада- левой. Переводчики: А. Мирбадалева, Н. Кидайш-Покровская. – Москва: Главная ред. восточной литера- туры Изд-ва «Наука», 1971. – 415 c.
10. «Шелковый путь» как евразийская ВТО. Реплика Георгия Бовта. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2656311 (дата обращения: 09.11.2015)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная