ВЛИЯНИЕ ЭПИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА КЫРГЫЗОВ НА ИХ РЕЛИГИОЗНОСТЬ
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.10.14555Ключевые слова:
эпос, домусульманские верования, этническая история, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, тенгрианство, культ предков и умерших, Манас, зороастризм, буддизм, христианство, дух, ислам, эпический исламизм, цивилизация.Аннотация
Проблемы религиозного верования кыргызов всегда представляли большой и неоднозначный научный интерес. В связи с этим, в статье рассматриваются сложные вопросы верования кыргызов домусульманского и исламского периода. Кыргызы в своей многовековой, многослойной этнополитической истории исповедовали в различной степени анимизм, зороастризм, шаманизм, тотемизм, тенгрианство, а потом и буддизм, христианство и т. д. Но, в силу различных обстоятельств, кыргызы не стали убежденными огнепоклонниками, буддистами или христианами. Самое главное, кыргызы оставались и «умеренными» мусульманами. На то причин много. Это, прежде всего, долгое господство у кыргызов кочевого хозяйства, а также патриархально-родовой уклад жизни и, разумеется, чрезвычайно живучие, жизнеспособные формы домусульманских верований, а также культ предков и умерших, которые, органично переплетаясь, сосуществовали с основополагающими положениями исламского суннизма ханафитского толка. Самое главное – это великое эпическое наследие, эпическое мировосприятие и мироощущение кыргызов.
Подобная особенность составляет суть народного или традиционного ислама кыргызского народа. Конечно, в этом своеобразном сплаве, занимая определенную нишу в духовном развитии кыргызского народа, играли важную роль различные архаичные верования, существующие на подсознательном уровне, а также своеобразие менталитета кыргызов, придававшие мусульманскому верованию кыргызов весьма синкретичный характер.
Следует отметить, что домусульманские верования кыргызов и в наши дни дают о себе знать, хотя постепенно отодвигаются на задний план под воздействием канонического ислама. Идет вполне естественный процесс последовательного поглощения старого новыми, архаичные формы верования адаптируются и вступают в синтез с мусульманством.
В то же время, в атеистическое советское время и постсоветские годы мусульманского ренессанса определенная часть кыргызского общества продолжали и продолжают поклоняться духу Манаса. Эти особенности религиозного сознания и самосознания кыргызов отражены в народном эпосе «Манас».
Литература
- Абдырахманов Т. А., Идирисов М. Кыргызстандагы исламдык кайра жаралуу. – Бишкек: Maxprint, 2015. – 222 с. (на кыргызском яз.)
- Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. – Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – 480 с.
- Джуматаева В. Религиозные представления кыргызов в эпосе «Манас» // Эпос «Манас» и эпическое наследие народов мира: тезисы Международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса «Манас» (г. Бишкек, 27-28 августа 1995 г.). – Бишкек: Кыргызстан, 1995. – С. 177-178.
- Бийгельдиева Ч. А. Мифологический способ конструирования реальности (на примере эпоса «Манас») // Приволжский научный вестник. – № 1 (53). 2016. – С. 136-140.
- Юнусалиев Б. М. Кыргызский героический эпос «Манас». – Бишкек: Бийиктик, 2010. – 308 с.
- Поярков Ф. В. Каракиргизские легенды, сказки и верования. – Бишкек: [б. и.], 1899. – 42 с.
- Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухамеданские эскизы). – М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1938. – 178 с.
- Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.
- История Казахстана в арабских источниках. Извлечения из сочинений XII-XVI веков. Т. 3. – Алматы: Дайк пресс, 2006. – 272 с.
- Мечети и медресе Казахстана [Электронный ресурс]. URL: http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=969 (дата обращения: 23.09.2017).
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Л.: Наука, 1974. – 727 с.
- Абдырахманов Т. А., Амердинова М. М. Исламский мир: прошлое и ностоящее. – Бишкек: Maxprint, 2015. – 260 c.
- Результаты социологических исследований ученых Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, проведенных в 2011 г. // Вестник КГУ им. И. Арабаева. Серия: Гуманитарные науки. № 2. 2016. – Бишкек. – С. 52-63.
- Матикеев К. Кыргыз, Манас жана тарыхий география. – Бишкек: Maxprint, 2012. – 402 б. (на кыргызском яз.)
- Ильясов С. И. Пережитки патриархально-родовых и феодально-буржуазных отношений у киргизов до проведения сплошной коллективизации // Труды ИЯЛИ КиргизФАН. Вып. 1. 1945. – С. 131-146.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная