ВЛИЯНИЕ ЭПИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА КЫРГЫЗОВ НА ИХ РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Авторы

  • Толобек Абылович АБДЫРАХМАНОВ, i.arabaev@mail.ru Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, Бишкек, Кыргызская Республика
  • Амангелди Сыйырбекович СЫЙЫРБЕКОВ Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, Бишкек, Кыргызская Республика.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.10.14555

Ключевые слова:

эпос, домусульманские верования, этническая история, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, тенгрианство, культ предков и умерших, Манас, зороастризм, буддизм, христианство, дух, ислам, эпический исламизм, цивилизация.

Аннотация

Проблемы религиозного верования кыргызов всегда представляли большой и неоднозначный научный интерес. В связи с этим, в статье рассматриваются сложные вопросы верования кыргызов домусульманского и исламского периода. Кыргызы в своей многовековой, многослойной этнополитической истории исповедовали в различной степени анимизм, зороастризм, шаманизм, тотемизм, тенгрианство, а потом и буддизм, христианство и т. д. Но, в силу различных обстоятельств, кыргызы не стали убежденными огнепоклонниками, буддистами или христианами. Самое главное, кыргызы оставались и «умеренными» мусульманами. На то причин много. Это, прежде всего, долгое господство у кыргызов кочевого хозяйства, а также патриархально-родовой уклад жизни и, разумеется, чрезвычайно живучие, жизнеспособные формы домусульманских верований, а также культ предков и умерших, которые, органично переплетаясь, сосуществовали с основополагающими положениями исламского суннизма ханафитского толка. Самое главное – это великое эпическое наследие, эпическое мировосприятие и мироощущение кыргызов.

Подобная особенность составляет суть народного или традиционного ислама кыргызского народа. Конечно, в этом своеобразном сплаве, занимая определенную нишу в духовном развитии кыргызского народа, играли важную роль различные архаичные верования, существующие на подсознательном уровне, а также своеобразие менталитета кыргызов, придававшие мусульманскому верованию кыргызов весьма синкретичный характер.

Следует отметить, что домусульманские верования кыргызов и в наши дни дают о себе знать, хотя постепенно отодвигаются на задний план под воздействием канонического ислама. Идет вполне естественный процесс последовательного поглощения старого новыми, архаичные формы верования адаптируются и вступают в синтез с мусульманством.

В то же время, в атеистическое советское время и постсоветские годы мусульманского ренессанса определенная часть кыргызского общества продолжали и продолжают поклоняться духу Манаса. Эти особенности религиозного сознания и самосознания кыргызов отражены в народном эпосе «Манас».

Литература

  1. Абдырахманов Т. А., Идирисов М. Кыргызстандагы исламдык кайра жаралуу. – Бишкек: Maxprint, 2015. – 222 с. (на кыргызском яз.)
  2. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. – Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – 480 с.
  3. Джуматаева В. Религиозные представления кыргызов в эпосе «Манас» // Эпос «Манас» и эпическое наследие народов мира: тезисы Международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса «Манас» (г. Бишкек, 27-28 августа 1995 г.). – Бишкек: Кыргызстан, 1995. – С. 177-178.
  4. Бийгельдиева Ч. А. Мифологический способ конструирования реальности (на примере эпоса «Манас») // Приволжский научный вестник. – № 1 (53). 2016. – С. 136-140.
  5. Юнусалиев Б. М. Кыргызский героический эпос «Манас». – Бишкек: Бийиктик, 2010. – 308 с.
  6. Поярков Ф. В. Каракиргизские легенды, сказки и верования. – Бишкек: [б. и.], 1899. – 42 с.
  7. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухамеданские эскизы). – М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1938. – 178 с.
  8. Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.
  9. История Казахстана в арабских источниках. Извлечения из сочинений XII-XVI веков. Т. 3. – Алматы: Дайк пресс, 2006. – 272 с.
  10. Мечети и медресе Казахстана [Электронный ресурс]. URL: http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=969 (дата обращения: 23.09.2017).
  11. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Л.: Наука, 1974. – 727 с.
  12. Абдырахманов Т. А., Амердинова М. М. Исламский мир: прошлое и ностоящее. – Бишкек: Maxprint, 2015. – 260 c.
  13. Результаты социологических исследований ученых Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, проведенных в 2011 г. // Вестник КГУ им. И. Арабаева. Серия: Гуманитарные науки. № 2. 2016. – Бишкек. – С. 52-63.
  14. Матикеев К. Кыргыз, Манас жана тарыхий география. – Бишкек: Maxprint, 2012. – 402 б. (на кыргызском яз.)
  15. Ильясов С. И. Пережитки патриархально-родовых и феодально-буржуазных отношений у киргизов до проведения сплошной коллективизации // Труды ИЯЛИ КиргизФАН. Вып. 1. 1945. – С. 131-146.

Загрузки

Опубликован

29-06-2018

Как цитировать

АБДЫРАХМАНОВ, Т. А. ., & СЫЙЫРБЕКОВ, А. С. . (2018). ВЛИЯНИЕ ЭПИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА КЫРГЫЗОВ НА ИХ РЕЛИГИОЗНОСТЬ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 67–75. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.10.14555

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)