ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ КАРЕЛЬСКОГО СЕГОЗЕРЬЯ В XIX-XX ВВ.
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.10.14553Ключевые слова:
Сегозерье, карелы, фольклор, эпос как отражение ментальности карелов, карельские эпические песни, песенная лирика, трансформация фольклора, жанр, территория, рассказ.Аннотация
Территория Сегозерья уникальна двумя особенностями, которые не присущи в целом Карелии. Это отсутствие зафиксированной эпической традиции и широкое развитие песенных лирических жанров. Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, возможно, в процессе развития одна тенденция исключает другую. Во-вторых, именно сегозерские карелы уже в начале XIX в. испытывали достаточно большое русское влияние.
Статья написана на основе архивных материалов, а также записей, сделанных автором во время фольклорно-этнографических экспедиций к сегозерским карелам в первые десятилетия XXI в. Использовались традиционные для фольклористики методы: типологический, описательный, сравнительно-исторический, структурно-типологический.
Целью было выявить процесс трансформации фольклорных жанров на протяжении полутора столетий, определить его основные направления, а также представить эпос как отражение ментальных (мировоззренческих) верований народа. Одной из задач являлась попытка установить вероятные причины того, почему на территории Сегозерья уже в XIX в. не удалось зафиксировать эпическую традицию, широко распространенную на территории всей остальной Карелии.
Актуальность статьи определяется необходимостью проследить пути изменения народных традиций, фольклорных текстов и жанров, а также быть в курсе новых тенденций в народном творчестве.
Исследование показало, что на карельском языке в наши дни говорит только старшее поколение. Следует отметить, что на протяжении XX в. произошли существенные гендерные изменения среди носителей карельской фольклорной традиции. Если колдунами, знахарями и сказочниками раньше были мужчины, то к середине столетия эти практики перешли к женщинам. Практически все традиционные жанры, бытовавшие на этой территории на карельском языке, ушли из повседневной жизни. Эпических песен не знают уже давно. О бытовании сказочной традиции и некоторые сюжетные коллизии помнят, но рассказать сказку уже не могут. Гораздо дольше сохранялись жанры музыкального фольклора. Это типично женские жанры: похоронное причитание и рифмованная лирическая песня. Можно говорить о фрагментарной сохранности мифологической прозы. Основным фольклорным жанром сегодня является биографический рассказ.
Благодарности: финансовое обеспечение исследования осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания КарНЦ РАН (проект № АААА-А18-118030190094-6).
Литература
- Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел конца XIX – начала XX века / Отв. ред. Е. И. Клементьев. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. – 262 с.
- Степанова А. С. Эпические песни Южной Карелии // Фольклористика Карелии. – Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1989. – С. 48-80.
- Лавонен Н. А. Карельская народная загадка / Отв. ред. Б. Н. Путилов. – Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1977. – 132 с.
- Иванова Л. И. Персонажи карельской мифологической прозы: исследования и тексты быличек, бывальщин, поверий и верований карелов. – М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2012. – 557 с.
- Niemi A. R. Vienan läänin runonlaulajat jä tietäjät. – Helsinki: Suomalaisen kirjallisuuden seura, 1921. – 1183 p. (на финском яз.)
- Ervast P. The Key to the Kalevala. – Nevada City: Blue Dolphin Publishing, 1998. – 272 p. (на англ. яз.)
- Suomen Kansan vanhat runot. II: Aunuksen, Tverinj a Novgorodin-Karjalan runot / Julkaissut A. R. Niemi. – Helsinki: Suomalaisen kirjallisuuden seura, 1927. – 610 p. (на финском яз.)
- Genets A. Tutkimus Venäjän Karjalan kielestä. – Helsinki: Suomalaisen kirjallisuuden seura, 1880. – 254 p. (на финском яз.)
- Духовная культура сегозерских карел конца XIX – начала XX в. / Изд. подгот. У. С. Конкка, А. П. Конкка. – Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1980. – 216 с.
- Миронова В. П. Сюжет о сватовстве в мифической стране Хийтоле в контексте карельской эпической традиции. – Петрозаводск: Периодика, 2016. – 224 с.
- Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. / Зап. Ф. М. Истомина, напевы Г. Ю. Дютша. – СПб.: Русское географическое общество, 1894. – 276 с.
- Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. – Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1948. – 396 с.
- Карельские народные песни / Сост. и вступ. ст. Л. М. Кершнер. – М.: Музгиз, 1962. – 130 с.
- Евсеев В. Я. Исторические основы карело-финского эпоса: в 2 т. Т. 1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – 336 с.
- Кундозерова М. В. Сотворение и обустройство мироздания в карельских рунах // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России: материалы V Всероссийской конференции финно-угроведов (г. Петрозаводск, 25-28 июня 2014 г.). – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. – C. 144-146.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная