ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И КАННИБАЛИЗМ

(на материале нартского эпоса и русских былин)

Авторы

  • Тадевос Вруйрович ТАДЕВОСЯН, tadevossyan@yandex.ru Ванадзорский государственный университет им. О. Туманяна, Ванадзор, Армения.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.9.11687

Ключевые слова:

Алеша Попович, Батрадз, былины, Добрыня Никитич, Дунай, Илья Муромец, нартский эпос, Полкан, ритуальный каннибализм, скифы, Сырдон, человеческие жертвоприношения.

Аннотация

В статье рассматриваются отголоски человеческих жертвоприношений и каннибализма в эпических произведениях на примере осетинских нартских сказаний и русских былин. В рамках статьи осуществляется сравнительно-сопоставительный и типологический анализ традиционных эпических сказаний осетинского и русского народов. В частности, жертвоприношения на материале нартского эпоса и русских былин рассматриваются в связи с симпатической магией и тотемизмом (переходом «душевной субстанции» от мертвого к живому), экзоканнибализмом, поеданием сердца и печени, инфантицидом, обрядами побратимства, поглощением крови жертвы, отрубанием головы и части тела (например, правой руки).

Целью статьи является выявление традиций человеческих жертвоприношений и отголосков каннибализма в нартском эпосе и русских былинах.

Предметом исследования послужила интегральная модель семантических параллелей русского и осетинского нартского эпосов, в рамках которых прослеживается генезис и позднейшие модификации фольклорно-мифологических архетипов. Древнейшая культура, воспринятая в семантическом и аксиологическом аспектах, составляет целостную «культурную память» в единой метасистеме «миф – фольклор – литература».

На протяжении различных эпох происходил тесный контакт сначала между праславянскими и североиранскими этносами, а затем – между восточными славянами и скифо-сармато-аланскими народами. Этим объясняются наличие аналогичных мифологических персонажей и генетическая связь мотивов, зафиксированных в славянской и скифо-осетинской традициях.

Основное ядро былин, по всей вероятности, сформировалось в VIII-X вв. в Южной Руси – в районах Причерноморья и Приазовья, именно там, где в областях компактного проживания и наблюдались близкие взаимоотношения с наследниками скифо-сармато-аланской культуры. На юге Руси еще долго сохранялись древние эпические сказания, восходящие к скифскому времени.

Основными источниками являются Онежские былины, собранные А. П. Гильфердингом на русском Севере, и корпус осетинских нартских сказаний, в т. ч. и на дигорском диалекте.

Литература

  1. Элиаде М. От Залмоксиса до Чингиз-хана // Кодры (Молдова литературная). № 7. – Кишинев, 1991. – С. 104-135.
  2. Воеводский Л. Ф. Каннибализм в греческих мифах. – СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1874. – 408 с.
  3. Геродот. История в девяти книгах. – Л.: Наука, 1972. – 600 с.
  4. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 4. – Л.: Наука, 1989. – 325 с.
  5. Иванов В. В., Топоров В. Н. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1980. – С. 527-533.
  6. Каневский Л. Д. Каннибализм. – М.: Крон-Пресс, 1998. – 544 с.
  7. Джикаев Ш. Ф. Меч и арфа нартов [Электронный ресурс]. URL: http://artarv.iriston.com(дата обращения: 15.02.2018).
  8. Абаев В. И. Нартовский эпос осетин // Сказания о нартах. – Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2000. – С. 3-42.
  9. Чибиров Л. А. Скифский мир и нартовский эпос // Дарьял. № 1. – Владикавказ, 2012. – С. 108-229.
  10. Нарты. Мифология и эпос на дигорском языке. – Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2005. – 475 с. (на осетинском яз.)
  11. Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.
  12. Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. – М.: Ладога-100, 2007. – 304 с.
  13. Нарты. Кабардинский эпос. – М.: Художественная литература, 1951. – 502 с.
  14. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г. Т. 1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – 736 с.
  15. Мачинский Д. А. «Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север. Проблемы этнографии и фольклора. – Л.: Наука, 1981. – С. 110-171.
  16. Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. – 603 с.
  17. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М.: Наука, 1976. – 276 с.
  18. Богданов К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. – СПб.: Искусство-СПБ, 2001. – 437 с.
  19. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994. – 384.
  20. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988. – 784 с. 

Загрузки

Опубликован

30-03-2018

Как цитировать

ТАДЕВОСЯН, Т. В. . (2018). ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И КАННИБАЛИЗМ: (на материале нартского эпоса и русских былин). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 100–107. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.9.11687

Выпуск

Раздел

Статьи