ОСОБЕННОСТИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ И СЮЖЕТЕ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО ОЛОНХО

(на примере олонхо П. Н. Назарова «Богатырь Мас Батыйа» и В. Е. Лаптева «Кюн Мёнгюрён старик и Кюн Тэйгэл старуха»)

Авторы

  • Антонина Федоровна КОРЯКИНА, aitalilen@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.9.11685

Ключевые слова:

олонхо, олонхосут, героический эпос, образы, сюжет, мотивы, локальные традиции, региональные отличия, центральная и вилюйская традиции, северное олонхо, изучение олонхо.

Аннотация

Якутскими фольклористами установлено, что якутская сказительская школа в зависимости от территории бытования состоит из трех региональных традиций: центральной, вилюйской и северной. Традиции сказительства были связаны с особенностями материального и духовного развития населяющих ту или иную территорию коренных народов Якутии. Феномен воссоздания текстов олонхо, территориально отличительных друг от друга, в науке до сих пор полной разгадки не нашел, и изучение его остается быть актуальным. В статье проводится попытка выявления локальных традиций, отличительных черт северного олонхо методом сравнительного анализа его образной системы, сюжета с утвердившимися традициями олонхо центрального, вилюйского регионов. В результате выявлены особенности Среднеколымского олонхо как одной из локальных традиций среди северных олонхо: в рассмотренных нами олонхо отсутствует красочное описание мира, красоты природы, чудесного рождения богатыря айыы, внешнего вида богатырей. Отсутствует и традиционно устойчивый мотив поселения небожителями богатыря айыы в Средний мир для защиты его жителей от нашествий племен абаасы-чудовищ. Из традиционных мифологических образов нет священного дерева Аал Луук Мас, а имя Юрюнг Айыы Тойона только упоминается. Присутствуют специфичные образы рыбы Луо балык, чудовища монгус. Конь не даруется Божествами, он появляется у богатыря своеобразно, или он отсутствует. Содержания обоих олонхо связаны с бытом северных народов, в связи с этим в них встречаются предметы обихода северных народов: аркан, лыжи туут и др. Встречаются слова, которые употребляются только северными якутами: кыыл ‘зверь’ вместо «человек», ойҕол, нөлбөт моҕул ‘святая вода’, Уол-буудьал буоллун, Уой-дьаллык буоллун и др. Дом у главного героя Мас Батыйа построен из нетающего ни зимой, ни летом снега; вместо коня у него лыжи туут. Имя богатыря абаасыТимир Тууччахтай происходит от слова «нельма».

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00505 (а).

Литература

  1. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г. Т. 1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – 736 с.
  2. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Избр. труды. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. – 727 с.
  3. Новиков Ю. А. Былина и книга. Указатель зависимых от книги и фальсифицированных былин­ных текстов. – Вильнюс: Вильнюсский педагогичес­кий университет, 1995. – 214 с.
  4. Илларионов В. В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. – Новосибирск: Наука, 2006. – 189 с.
  5. Илларионов В. В. Түөлбэ олоҥхоһуттара: олоҥхолооһун уратылара. – Дьокуускай: ХИФУ, 2016. – 271 с. (на якутском яз.)
  6. Дьааҥы олоҥхоһуттара: биобиблиографическай ыйынньыктар, ыстатыйалар, ахтыылар / Науч. ред. В. В. Илларионов. – Дьокуускай: Алаас, 2016. – 320 с. (на якутском яз.)
  7. Ларионова А. С., Татаринова А. Д. О музыкальном воплощении олонхо «Кыыс Кылаабынай» // Кыыс Кылаабынай бухатыыр / Олонхосут Д. А. Томская – Чаайка. – Якутск: Алаас, 2016. – С. 9-14.
  8. Попова Г. С., Сосина Г. А. Локальные традиции эпоса олонхо: (на примере Мегинского улуса). – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2013. – 144 с.
  9. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск: Наука, 2014. – 160 с.
  10. Илларионова Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей. – Новосибирск: Наука, 2008. – 96 с.
  11. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса Олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Якутск, – 23 с.
  12. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар: очерки по древней истории якутов. Т. – Якутск: Кн. изд-во, 1992. – 416 с.
  13. Илларионова Т. В., Павлова О. К. Момская эпическая традиция: олонхосуты, система образов (по материалам фольклорной экспедиции 2017 г.) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2017. №4 (8). – С. 108-113. doi: 25587/SVFU.2017.4.8701
  14. Орто Халыма олоҥхолоро. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 278 с. (на якутском яз.)
  15. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 374 с. 

Загрузки

Опубликован

30-03-2018

Как цитировать

КОРЯКИНА, А. Ф. . (2018). ОСОБЕННОСТИ В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ И СЮЖЕТЕ СРЕДНЕКОЛЫМСКОГО ОЛОНХО: (на примере олонхо П. Н. Назарова «Богатырь Мас Батыйа» и В. Е. Лаптева «Кюн Мёнгюрён старик и Кюн Тэйгэл старуха»). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 83–90. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.9.11685

Выпуск

Раздел

Статьи