БЕСТИАРИЙ АБХАЗСКОГО НАРТСКОГО ЭПОСА: ПРИМЕТЫ ДЕМОНИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ
DOI:
https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.9.11679Ключевые слова:
бестиарий, абхазский нартский эпос, демонические существа, зооантропоморфные образы, дракон, великан, великан-хранитель огня, великан-пастух, великан-хранитель тучного пастбища, великаны-хранители фруктовых деревьев, великан-похититель чужой жены, великан-пахарь, великан-всадник, старуха-ведьма.Аннотация
Цель настоящей статьи – обозреть приметы демонических (зооморфных и зооантропоморфных) образов нартского эпоса абхазов – основных противников эпических героев в их функционально-семантических аспектах.
Актуальность темы статьи обусловлена, прежде всего, тем, что изучение антропоморфных образов нартского эпоса не полно без исследования образов животных, которые фигурируют одновременно с эпическими героями вместе и в связке с ними в качестве помощников или противников. К тому же, фауна нартского эпоса народов Кавказа до сих пор не изучена в достаточной мере ни в одной из его версий. Правда, образы демонических персонажей эпоса освещались в ряде работ исследователей.
Статья написана на основе принципов функционального направления в фольклористике, объединяющего текстологический, описательный, структурно-типологический и структурно-семантический методы исследования, что дают возможности для раскрытия ряда характерных особенностей, мифологической семантики образов демонических персонажей.
К категории демонических персонажей абхазского нартского эпоса, прежде всего, относятся драконы (абх. агәылшьап) и великаны (абх. адауы), в облике которых сочетаются человеческие и звериные черты. Они широко представлены как в нартском эпосе и волшебных сказках абхазов, так и в фольклоре других народов Кавказа. Все рассмотренные персонажи абхазского нартского эпоса (и зооморфные, и зооантропоморфные существа) в той или иной степени характеризуются змеиной образностью. Приметы, характерные для тех или иных персонажей, обладают амбивалентностью, они во многом переплетены, синонимичны, взаимообусловлены, окутаны клубком сходных ассоциаций.
В ходе анализа эпических текстов выяснилось, что рассмотренные персонажи обитают в «ином», «потустороннем» локусе, атрибуты которого весьма близки или схожи. И это пространство символизирует границу противоположных миров (как пропасть, лес, пещера, за рекой, гора и т. п.). Приметы и функции данных персонажей, которые могут отражать этническую специфику абхазских нартских сказаний, тоже весьма аналогичны (например, многоголовость, мохнатость, пугающая внешность, одноглазие / многоглазие и т. п.). Все эти образы маркируют самих эпических героев, с которыми они сталкиваются в разных сюжетах и мотивах.
Литература
- Пропп В. Я. Нарты. Эпос осетинского народа: рецензия на книгу // Русский фольклор: Материалы и исследования. – М.-Л.: Наука, 1958. – С. 395-399.
- Салакая Ш. Х. Избранные труды: в 3-х т. Т. 1: Эпическое творчество абхазов / Отв. ред. З. Д. Джапуа. – Сухум: Абгосиздат, 2008. – 428 с.
- Зухба С. Л. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. – Сухум: Абгосиздат, 2014. – 576 с.
- Ардзинба В. Г. Собрание трудов: в 3-х т. Т. 3. – М.: Институт востоковедения РАН, 2015. – 320 с.
- Джапуа З. Д. Абхазский нартский эпос: Текстология. Семантика. Поэтика. – М.: Восточная литература, 2016. – 381 с.
- Нарты: Абхазский героический эпос: в 7-и т. [Рукопись] / Под ред. З. Д. Джапуа. (на абхазском. яз.)
- Джапуа З. Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле (Систематика и интерпретация текстов в сопоставлении с кавказским эпическим творчеством. Тексты, переводы, комментарии). – Сухум: Алашара, 2003. – 376 с.
- Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследование и тексты. – М.: Наука, 1972. – 467 с.
- Джапуа З. Д. Семантика нартского сюжета о добывании огня // Армянский эпос «Сасна црер» и всемирное эпическое наследие. – Ереван: Ван Арьян, 2006. – С. 100-106.
- Трубецкой Н. С. Избранные труды по филологии. – М.: Прогресс, 1987. – 560 с.
- Дюмезиль Ж. Скифы и нарты / Сокр. пер. с франц. А. З. Алмазовой. – М.: Наука, 1990. – 229 с.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. Изд. 2-е, испр. – М.: Восточная литература, 2004. – 462 с.
- Джапуа З. Д. Нартский сюжет о чудесном рождении героя на границе миров // Известия СОИГСИ. Вып. 11 (50). – Владикавказ: СОИГСИ, 2014. – С. 86-96.
- Алиева А. И. Адыгский нартский эпос. – М.-Нальчик: Эльбрус, 1969. – 168 с.
- Ханаева З. К. Сослан (Созырыко-Сосруко) в осетинских и адыгских нартовских сказаниях // Вопросы осетинской литературы и фольклора. – Владикавказ: СОИГИ, 1993. – С. 229-244.
- Абаева З. В. Характер и обстоятельства в нартовском эпосе // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН ГССР. Вып. 16. – Цхинвал, 1969. – С. 72-94.
- Мелетинский Е. М. Место нартских сказаний в истории эпоса // Нартский эпос: материалы Совещания 19-20 октября 1956 г. – Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1957. – С. 37-73.
- Шортанов А. Т. Нартский эпос адыгов // Нарты: Адыгский героический эпос. – М.: Наука, 1974. – С. 8-35.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная