ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Авторы

  • Василий Николаевич ИВАНОВ, institut-olonkho@mail.ru

Ключевые слова:

сравнительное изучение, якутское олонхо, Шедевр ЮНЕСКО, тюрко-монгольские народы, тюркский эпос, историко-типологическое изучение, отечественное эпосоведение, мировое эпическое наследие, эпосоведы Якутии, Институт Олонхо.

Аннотация

В статье ставится вопрос о необходимости проведения сравнительного изучения якутского героического эпоса олонхо, имеющего глубокие тюркские корни, в условиях развития современной эпосоведческой науки. Олонхо – Шедевр Устного и Нематериального Наследия Человечества и это предопределило огромный интерес к эпосу, его происхождению и бытованию в иноязычной среде Северо-Востока Азии. Использование материалов эпоса обогатило теоретические положения отечественных эпосоведов. В настоящее время начинается новый этап сравнительного изучения олонхо, который обещает дать новые аргументы для научного решения вопросов эпического наследия не только самого якутского этноса, но и всех тюркских народов.

В статье отмечены основополагающие теоретические положения известных отечественных эпосоведов В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского по вопросам сравнительного изучения эпосов. Из второй волны отечественных эпосоведов наибольший интерес представляют исследования Б. Н. Путилова, которые написаны на основе обобщения данных об эпическом наследии многих народов и автор которых достиг почти адекватного понимания природы эпического творчества и внес неоценимый вклад в историко-генетическое и типологическое изучение эпосов. Вопросы генетической общности, языкового и этнического родства хорошо прослеживаются в работах С. Ю. Неклюдова о героическом эпосе кочевников Монголии, основные положения которых выводят автора на проблему общности эпосов тюрко-монгольских народов. Одним из первых конкретному сравнительно-историческому изучению эпосов тюрко-монгольских, в т. ч. якутского, народов посвятил свои исследования крупный якутский эпосовед И. В. Пухов, оставивший после себя образцы сравнительного историко-генетического изучения якутского олонхо. В целом же новый этап сравнительного изучения героического эпоса якутов имеет в своем активе серьезный задел теоретического и конкретно исследовательского характера.

В статье обоснована необходимость и целесообразность новых исследований в области сравнительного изучения якутского героического эпоса, с учетом теоретических достижений современного эпосоведения. Этому способствуют многочисленные публикации памятников якутской эпической культуры, которые свидетельствуют об удивительно богатом жанровом содержании олонхо. Конечно же, должен быть принят во внимание новый статус олонхо, как Шедевра Устного и Нематериального Наследия Человечества, благодаря чему началась новая жизнь якутского олонхо в мировом эпическом пространстве.

Литература:

  1. Райхл Карл. Тюркский эпос. Традиции, формы, поэтическая структура. – Москва, 2008. – 383 с.
  2. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград, 1974. – 726 с.
  3. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – Москва; Ленинград, 1962. – 435 с.
  4. Жирмунский В. М. Сказание об «Алпамыше» и богатырская сказка. – Москва, 1960. – 336 с.
  5. Мелетинский Е. М. Миф и эпос у народов Северной Азии // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Мат. Всесоюз. конф. фольклористов. – Якутск, 1978. – С. 15-19.
  6. Мелетинский Е. М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Из- бранные статьи. Воспоминания. – Москва, 1998. – С. 360-381.
  7. Путилов Б. Н. [Вступительная статья]. Героический эпос народов СССР. – Ленинград, 1979. – С. 3-32.
  8. Путилов Б. Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса. – Москва, 1975. – С. 164-181.
  9. Путилов Б. Н. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера Якутии. – 1972. – С. 121-142.
  10. Путилов Б. Н. Проблемы эпического творчества народов Сибири и Дальнего Востока в свете со- временного эпосоведения // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Мат. Всесоюзн. конф. фольклористов. – Якутск, 1978. – С. 5-9.
  11. Неклюдов С. Ю. Героический эпос кочевников Монголии // Эпос народов Зарубежной Азии и Аф- рики. – Москва, 1996. – С. 16-64.
  12. Салакая Ш. Х. К типологии архаического эпоса // Эпическое творчество народов Сибири и Даль- него Востока. – Якутск, 1978. – С. 60-62.
  13. Пухов И. В. Якутский героический эпос: основные образы. – Москва, 1962. – 255 с.
  14. Иванов В. Н. И. В. Пухов: сравнительно-историческое изучение эпосов тюрко-монгольских наро- дов // Сравнительное изучение тюрко-монгольских эпосов. Мат. Всерос. научн. конф., посвящ. 110-летию И. В. Пухова. Якутск, 11-12 сентября 2014 г. – Якутск, 2015. – С. 6-13.
  15. Пухов И. В. Враги героя в Олонхо и в «Алпамыше» // Материалы по обсуждению эпоса «Алпа- мыш». – Ташкент, 1959. – С. 203-215.
  16. Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. – Якутск, 2004. – 326 с.
  17. Иванов В. Н. Олонхо – уникальное явление в мировой эпической культуре. – Якутск, 2014. – 158 с.
  18. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – Москва, 1980. – 375 с.
  19. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов олонхо. – Москва, 1983. – 245 с.
  20. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. – Москва, 1990. – 206 с.
  21. Бурцев Д. Т. Якутский эпос олонхо, как жанр. – Новосибирск, 1998. – 85 с.
  22. Никифоров В. М. Стадии эпических коллизий в олонхо. Формы фольклорной и книжной транс- формаций. – Новосибирск, 2002. – 208 с.
  23. Никифоров В. М. От архаического олонхо к раннефеодальному эпосу. История фиксаций и спец- ифика интерпретаций. – Новосибирск, 2010. – 136 с.
  24. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. – Новосибирск, 2009. – 140 с.
  25. Сравнительное изучение тюрко-монгольских эпосов. Мат. Всеросс. научн. конф., посвящ. 110-ле- тию И. В. Пухова (г. Якутск, 11-12 сентября 2014 г.). – Якутск, 2015. – 178 с.
  26. Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения. Сб. тезисов по материа- лам Межд. науч. конф. (г. Якутск, 18-19 июня 2015 г.). – Якутск, 2015. – 147 с.
  27. Ойунский П. А. Ньургун Боотур Стремительный / Пер. В. В. Державина. – Москва, 2007. – 399 с.
  28. Olonkho: Nurgun Botur the Swift. By Platon A. Oyunsky. – London, 2014. – 448 с.

Загрузки

Опубликован

30-03-2016

Как цитировать

ИВАНОВ, В. Н. (2016). ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 22–29. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/1/article/view/11

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)