ЭВФЕМИЗМЫ СО ЗНАЧЕНИЯМИ ‘УМИРАТЬ’ И ‘УБИВАТЬ’ В ТЕКСТАХ ХАКАССКИХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСОВ «АЛТЫН-АРЫГ» И «АЙ-ХУУЧИН»

Авторы

  • Ирина Максимовна ЧЕБОЧАКОВА Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

DOI:

https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-1-70-83

Ключевые слова:

лингвофольклористика; героический эпос хакасов; эвфемизм; языковое табуирование; номинация; семантическая модель; номинативная единица; понятие; национально-культурная специфика; традиционное мировоззрение хакасов

Аннотация

Героические эпосы тюркских народов Сибири являются ярчайшим достижением их самобытной культуры. В связи с процессами урбанизации, отхода от традиционного образа жизни, активно протекающими сегодня в Республике Хакасия, массового билингвизма носителей хакасского языка, перехода на русский язык молодого поколения хакасов, утратой традиций межпоколенной передачи фольклорных произведений, в особенности героического эпоса, весьма актуально изучение лингвистических особенностей хакасского фольклора. Целью статьи является описание особенностей семантических моделей глагольных эвфемизмов со значениями ‘умирать’ и ‘убивать’, представленных в хакасских героических эпосах «Алтын-Арыг» и «Ай-Хуучин». Номинативные единицы с подобными значениями в хакасской лингвофольклористике и языкознании ранее не исследовались. Для достижения поставленной цели использовались метод контекстуального анализа, компонентный анализ, словообразовательный анализ. Методом контекстуального анализа были выявлены фразы с глагольными номинациями эвфемистического характера, входящими в тематическую группу «Смерть». При помощи метода компонентного анализа в семемах глаголов было подтверждено наличие семы ‘смерть как прекращение жизнедеятельности’. Путем словообразовательного анализа были установлены модели образования эвфемизмов со значениями ‘умирать’ (8 моделей) и ‘убивать’ (5 моделей). Понятие «умирать» передают эвфемизмы, построенные по таким семантическим моделям, как «ложиться > умирать»; «падать > умирать»; «переходить > умирать»; «переваливать > умирать»; «обрываться > умирать»; «преобразовываться > умирать»; «расставаться > умирать»; «ломаться (о луке седла) > умирать». Понятие «убивать» в проанализированных текстах передается посредством эвфемизмов, построенных при помощи семантических моделей «заставить лечь > убивать», «заставить перейти > убивать», «ронять > убивать», «рвать > убивать», «есть > убивать». Большая часть эвфемизмов образована путем метафорического переноса, в основе одной семантической модели лежит метонимический перенос («ломаться (о луке седла) > умирать). Проанализированные единицы отражают архаичность отраженных в них представлений о смерти как о переходе в мир мертвых, как о результате прерывания нитеподобной субстанции – души тын, как о преобразовании внешнего облика (хубул- букв. ‘меняться’, ‘преображаться’), как о расставании со светлым миром ах чарых.

 

Литература

1. Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос / подготовка текста, перевод и комментарий В. Е. Майногашевой. – Москва : Главная ред. восточной лит-ры, 1988. – 592 с. – (Эпосы народов СССР). (На хакасском и рус. яз.)

2. Ай-Хуучин. Хакасский героический эпос / вступительная статья, запись и подготовка текста, перевод, примечания и комментарии, приложение В. Е. Майногашевой. – Новосибирск : Наука, 1997. – 479 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 16). (На хакасском и рус. яз.)

3. Арапова, Н. С. Эвфемизмы // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. – Москва : Советская энциклопедия, 2000. – C. 590.

4. Варбот, Ж. Ж. Табу // Русский язык. Энциклопедия. – Москва : Советская энциклопедия, 1979. – 432 с.

5. Москвин, В. П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка. – Москва : ЛЕНАНД, 2017. – 262 с.

6. Васильева, Н. Н., Монастырев, В. Д. Петру Алексеевичу Слепцову – 85 лет // Урало-алтайские исследования. – 2013. – № 4 (11). – С. 72–75.

7. Роббек, Л. В. П. А. Слепцов о якутской лингвофольклористике // Проблемы и перспективы развития национальных литературных языков в России : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора, действительного члена АН РС(Я), заслуженного деятеля науки РФ и РС(Я), лауреата Государственной премии РС(Я) в области науки и техники, лауреата Государственной премии РС(Я) имени П. А. Ойунского, заслуженного ветерана Сибирского отделения РАН, главного научного сотрудника отдела якутского языка ИГИиПМНС СО РАН Петра Алексеевича Слепцова : [Электронный ресурс]. – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. – С. 64–72. – URL : https://pub.e.nlrs.ru/open/84540 (дата обращения : 01.02.2024).

8. Анисимов, Р. Н. О перспективных задачах комплексного изучения языка олонхо на современном этапе // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2020. – № 3 (19). – С. 94–106. – DOI : 10.25587/l6426-2411-3197-g.

9. Слепцов, П. А. Фольклорность и фольклоризм якутского литературного языка // Слепцов П. А. Ступени и проблемы якутского языкознания. – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2008. – С. 367–374.

10. Слепцов, П. А. Язык олонхо: лексика, семантика // Слепцов П. А. Ступени и проблемы якутского языкознания. – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2008. – С. 337–353.

11. Габышева, Л. Л. Семантические особенности слова в фольклорном тексте (на материале якутского эпоса олонхо) : автореферат диссертации кандидата филологических наук. – Москва, 1986. – 19 с.

12. Габышева, Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. – Новосибирск : Наука, 2009. – 143 с.

13. Ефремов, Н. Н. Эпические формулы в олонхо северных якутов: структурно-семантический анализ // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2018. – № 4 (12). − С. 58–65. – DOI : 10.25587/SVFU.2018.12.22342.

14. Ефремов, Н. Н. К проблематике формульности текста олонхо (в контексте связанных с ней языковых и иных явлений) // Олонхо – духовное наследие народа саха: сборник научных статей. – Якутск : ИГИ АН РС(Я), 2000. – С. 150–159.

15. Ефремов, Н. Н. Синтаксические конструкции в олонхо «Сын грозного неба Эр Соготох» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2019. – № 4 (16). – С. 99– 07. – DOI : 10.25587/SVFU.2019.16.44320.

16. Анисимов, Р. Н., Корякина, Р. В. Лексемы-историзмы якутского эпоса, имеющий параллели в монгольских языках. Часть I // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2021. – № 3. – С. 88–109. – DOI : 10.25587/g5223-4992-9053-u.

17. Майногашева Валентина Евгеньевна : биобиблиографический указатель (к 80-летию со дня рождения) / cоставитель Н. П. Намсараева. – Абакан : ДиалогСибирь, 2010. – 57 с.

18. Майногашева, В. Е. Хакасский героический эпос алыптых нымах эпохи Древнехакасского (древнекыргызского) государства VI–ХІІІ вв. н. э. (в хунно-ирано-хакасском историческом аспекте) // Научное обозрение Саяно-Алтая. – 2014. – № 2 (8). – С. 76–92.

19. Чистобаева, Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. – Абакан : «Бригантина», 2015. – 169 с.

20. Чистобаева, Н. С. Поэтические особенности сказаний А. И. Янгулова (посвящено году хакасского героического эпоса в Республике Хакасия) // Поиск. – 2021. – № 1 (74). – С. 107–110. – EDN MKGRWK.

21. Чистобаева, Н. С. Роль волшебных предметов в эпических повествованиях хакасов // Эпосоведение. – 2023. – № 4. – С. 98–107. – DOI : 10.25587/2782-4861-2023-4-98-107.

22. Шулбаева, Н. В. Мир персонажей героического эпоса хакасов: художественно-эстетический аспект : автореферат диссертации кандидата филологических наук. – Майкоп, 2021. – 19 с.

23. Шулбаева, Н. В. Образ пора Нинчи в алыптых нымахе «Тошпах харахтығ пора Нинҷi» («Пучеглазая пора-Нинчи») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-2 (60). – С. 32–35. – EDN VUYVGH.

24. Субракова, О. В. Язык хакасского героического эпоса. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 2007. – 164 с.

25. Шагдурова, О. Ю. Аналитические слова в хакасском героическом эпосе «Ай-Хуучын» // Вестник НГУ. Серия : История, филология. – 2013. – Т. 12. – № 2. – С. 173–176.

26. Шагдурова, О. Ю. Парные глаголы в хакасских фольклорных текстах // Языки и фольклор коренных народов Сибири. – 2013. – № 2 (25). – С. 55–60.

27. Чертыкова, М. Д., Каксин, А. Д. Языковое выражение богатырского видения мира: на материале героического сказания «Албынчы» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова : Серия Эпосоведение. – 2020. – № 3 (19). – С. 14–29. – DOI: 10.25587/v7085-9383-3056-d.

28. Чертыкова, М. Д., Каксин, А. Д. Глагольная репрезентация речи богатырей: на материале хакасского героического сказания «Албынчы» // Эпосоведение. – 2022. – № 2. – С. 5–16. – DOI: 10.25587/2782-662-2023-4-16-26.

29. Чугунекова, А. Н. Особенности употребления дейктических местоимений в текстах хакасских героических сказаний // Эпосоведение. – 2022. – № 3 (27). – С. 40–49. – DOI 10.25587/SVFU.2022.74.50.004.

30. Готовцева, Л. М. Концепт СМЕРТЬ во фразеологической картине мира (на примере якутского и немецкого языков // Хабаршы. Вестник. Серия филологическая. – 2005. – № 3 (85). – С. 79–82.

31. Васильева, Н. Н., Николаева, А. М. Лексико-семантическая экспликация концепта СМЕРТЬ в якутском языке // Научный диалог. – 2017. – № 12. – С. 35–46. – DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-35-46.

32. Готовцева, Л. М., Николаева, Т. Н., Прокопьева, А. К. Базовые бинарные концепты как фрагменты языковой картины мира якутов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. – 2017. – Вып. 3 (17). – С. 21–30. – DOI: 10.23951/2307-6119-2017-3-21-30.

33. Скрябина, А. А. Эвфемизмы о болезни и смерти в якутском языке // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. –2017. – № 9 (405). – С. 167–173.

34. Серен, П. С. Слова со значением ‘умереть’ в языке кобдосских тувинцев Монголии (материалы полевых исследований) // Мир Центральной Азии-3. – Улан-Удэ : ООО «Изд-во Оттиск», 2012. – С. 783–786.

35. Tosun, I. Tuvacada Ölümle İlgili Örtmece Sözler (Euphemisms Related to Death in Tuvan Language) // Tuva araştırmaları : Tuvaca varyantların belgelenmesi ve tanımlanması = Tuvan studies : documentation and description of Tuvan varieties. – 2017. – 1 baskı. – Pp. 165–184. (На турецком яз.)

36. Ооржак, С. С. Глагол в группе лексики похоронного обряда тувинцев // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – Т. 12. – Вып. 11. – С. 239–244.

37. Жизненное пространство и духовный мир человека через призму языков Сибири / oтветственный редактор Н. Б. Кошкарева, Е. В. Тюнтешева. – Новосибирск : Академиздат, 2021. – 300 с.

38. Рыбарчик-Дыевская, Дж. Язык как магическое средство: редундантные языковые средства в русских заговорах // Язык и метод. Русский язык в научных исследованиях XXI века. – 2012. – Вып. 1. – С. 335–345.

39. Майногашева, В. Е. Комментарии к переводу // Ай-Хуучин. Хакасский героический эпос / вступительная статья, запись и подготовка текста, перевод, примечания и комментарии, приложение В. Е. Майногашевой. – Новосибирск : Наука, 1997. – С. 430–448.

40. Хакасско-русский словарь / под редакцией О. В. Субраковой. – Новосибирск : Наука, 2006. – 1114 с.

41. Бурнаков, В. А. Традиционные представления хакасов о Нижнем мире (кон. XIX–сер. XX вв.) // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. – 2014. – № 2. – С. 30–44.

42. Львова, Э. Л., Октябрьская, И. В., Сагалаев, А. М., Усманова, М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. – Новосибирск : Наука, 1989. – 243 с.

43. Бурнаков, В. А. Смерть и похороны в культуре хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. – № 1 (23). – С. 521–538.

44. Древнетюркский словарь / редакторы: В. М. Наделяев и др. – Ленинград : Наука, Ленинградское отд-ние, 1969. – 676 с.

45. Гусейнова, У. Г. Концепт «смерть» в древнетюркской языковой картине мира // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филологические науки. – 2015. – № 5. – С. 100–105.

46. Севортян, Э. В. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на гласные. Том 1. – Москва : Наука, 1974. – 768 с.

47. Кормушин, И. В. Древние тюркские языки. Учеб. пособ. – Абакан : изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. – 336 с.

48. Анжиганова, О. П., Белоглазов, П. Е., Кызласов, А. С., Каскаракова, З. Е., Субракова, О. В., Субракова, В. В., Сунчугашев, Р. Д., Чебочакова, И. М. Толковый словарь хакасского языка = Хакас тiлiнiң чарыдығлығ сӧстiгi. T. 1. – Абакан : Хакасское кн. изд-во им. В. М. Торосова, 2020. – 608 с.

49. Маковский, М. М. Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев: сущность – формы – развитие. Изд. 4-е. – Москва : URSS, 2012. – 275 с.

Биография автора

Ирина Максимовна ЧЕБОЧАКОВА , Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

кандидат филологических наук, заведующий сектором языка

Загрузки

Опубликован

18-04-2024

Как цитировать

ЧЕБОЧАКОВА , И. М. (2024). ЭВФЕМИЗМЫ СО ЗНАЧЕНИЯМИ ‘УМИРАТЬ’ И ‘УБИВАТЬ’ В ТЕКСТАХ ХАКАССКИХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОСОВ «АЛТЫН-АРЫГ» И «АЙ-ХУУЧИН». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, (1(33), 70–83. https://doi.org/10.25587/2782-4861-2024-1-70-83

Выпуск

Раздел

Статьи