МОТИВИРОВКА ВЫЕЗДА БОГАТЫРЯ ИЗ ДОМА В ВИЛЮЙСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Авторы

  • КУЗЬМИНА Айталина Ахметовна, aitasakha@mail.ru кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.84.38.008

Ключевые слова:

якутский героический эпос олонхо, поэтика олонхо, типическое место, сюжетный мотив, сюжетно-повествовательная структура, мотивировка выезда богатыря из дома, вилюйская эпическая традиция, эпическая формула, аллитерация, синтаксический параллелизм

Аннотация

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью системного исследования внутренней структуры якутского героического эпоса, в частности типического места, связанного с мотивировкой выезда богатыря из дома и занимающего важное место в сюжете. Новизна исследования состоит в том, что впервые изучаются особенности и виды типического места «Мотивировка выезда богатыря из дома» в олонхо Вилюйского региона. Цель работы – выявление и изучение видов мотивировки выезда богатыря из дома в героическом эпосе вилюйчан. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: выявление видов мотивировки выезда богатыря из дома в вилюйской эпической традиции; системный анализ данного типического места в тексте олонхо С. Н. Каратаева «Богатырь Тонг Саар». В качестве методов исследования используются метод сплошной выборки, структурный анализ при определении типических мест олонхо, сравнительно-сопоставительный метод, системный анализ поэтики – для выявления специфики мотивировки выезда богатыря из дома в вилюйской эпической традиции. Выявлено, что мотивировка выезда богатыря из дома одновременно является и типическим местом, и сюжетным мотивом, и сюжетным элементом (завязкой сюжета), т. е. важным компонентом сюжетно-повествовательной структуры эпоса. Причина богатырского похода служит определяющим моментом при разграничении сюжетнотематических типов олонхо. Установлены следующие поводы для богатырского похода: героическое сватовство; защита племени людей от агрессивных действий чудовищ-абаасы; защита чести от оскорбления богатырей абаасы; желание самого богатыря мериться силами с другими богатырями. Определено, что по мере трансформации сюжета олонхо Вилюйского региона мотивировками выезда богатыря из дома могли стать вредительство родственников богатыря и поиск чудесной страны с целью перерождения. В одном тексте олонхо могли быть несколько причин для богатырского похода. Анализ эпического текста показал, что типическое место «Мотивировка выезда богатыря (богатырки) из дома» представляет сочетание разнообразных вариаций эпических формул, нестереотипных выражений, опорных слов, использующих для поэтичности приемы аллитерации, синтаксического параллелизма и др. Перспектива данного исследования видится в дальнейшем изучении типических мест олонхо Вилюйского региона с привлечением более широкого сопоставительного материала.

Благодарности: Выражаю благодарность ЦКП ФИЦ ЯНЦ СО РАН за возможность проведения исследований на научном оборудовании Центра по гранту № 13.ЦКП.21.0016.

1. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов) : экспериментальное издание. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.
2. Ухов П. Д. Атрибуция русских былин. – Москва : Наука, 1970. – 809 с.
3. Каратаев С. Н. Тоҥ Саар бухатыыр : олоҥхо. – Якутск : Бичик, 2004. – 237 с. (На якутском яз.)
4. Александров Н. С. – Ынта Никиитэ. Көр Буурай бухатыыр : [олоҥхо]. – Якутск : Сайдыс, 2000. – 192 с. (На якутском яз.)
5. Алексеев Б. А. – Олоҥхоһут Барыыс. Эрбэхтэй Мэргэн : олоҥхо. – Якутск : Бичик, 2017. – 152 с. (На якутском яз.)
6. Дуяков Г. В. Кыыс Дьуурайа бухатыыр : олоҥхо. – Якутск : Бичик, 2011. – 288 с. (На якутском яз.)
7. Илларионов В. В. Олоҥхоһут А. С. Васильев олоҕо уонна айар үлэтэ. – Якутск : Изд-во ДНиСПО МО РС (Я), 2000. – 120 с. (На якутском яз.)
8. Тагров Н. Г. Омуннаах-төлөннөөх Уол Эр Соҕотох = Неистовый Эр Соготох : [олонхо]. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. – 368 с. (На якутском и рус. яз.)
9. Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. – 440 с. –(Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и рус. яз.)
10. Кузьмина Е. Н. Отражение архетипических моделей в «loci communes» героических сказаний народов Сибири // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 2. – С. 18–26.
11. Чистобаева Н. С. Своеобразие типических мест героического эпоса хакасов (на примере мотивировки выезда богатыря из дома) // Гуманитарные науки в Сибири. – 2006. – № 4. – С. 60–63.
12. Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. – Якутск : Кн. изд-во, 1982. – 128 с.
13. Илларионова Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей. – Новосибирск : Наука, 2008. – 96 с.
14. Семенова Л. Н. Семантика эпического пространства и её роль в сюжетообразовании (на материале якутского эпоса олонхо) : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Москва, 2000. – 160 с.
15. Покатилова Н. В. Эпос олонхо в исследованиях Н. В. Емельянова: от систематизации к закономерностям эпического сюжетосложения // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2021. – № 2 (35). – С. 65–76.
16. Павлова Н. В. Особенности формул чудесного роста героя в якутской сказке и олонхо в сравнительном аспекте с тюрко-монгольским эпосом // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2022. – № 4 (41). – С. 110–121.
17. Данилова А. Н. Особенности мотива чудесного рождения героя в современных текстах, созданных на основе олонхо // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2020. – № 1 (30). – С. 117–123.
18. Оросина Н. А. Олонхо о богатырях Нюргунах – защитниках племени // Сохранение и популяризация нематериального этнокультурного наследия: традиции и современность : сборник материалов Международного научного симпозиума (Якутск, 20–22 июня 2022 г.) / [ответственный редактор Р. Н. Анисимов]. – Якутск : Дани-Алмас, 2022. – С. 215–218.
19. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Махачкала, 2015. – 25 с.
20. Павлова О. К. Поэтические средства в текстах олонхо северо-восточной традиции якутов: ступенчатые сравнения // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 600–602. –DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10258
21. Борисов Ю. П. Эпические формулы северной, центральной и вилюйской региональных традиций якутского олонхо: сравнительный аспект // Научный диалог. – 2019. – № 12. – С. 120–137. –DOI: 10.24224/2227-1295-2019-12-120-137
22. Борисов Ю. П. Ритмико-синтаксический параллелизм в якутском олонхо и тюрко-монгольских эпосах: сравнительный аспект : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Якутск, 2017. – 195 с.
23. Львова С. Д. Состав объектов сравнений в олонхо (на материале текста олонхо «Уол Дуолан») // Эпосоведение. – 2022. – № 2 (26). – С. 17–27. – DOI: 10.25587/z2347-0267-7345-k
24. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск : Наука, 2014. – 160 с.
25. Васильева А. П. Репрезентация образа коня/лошади в традиционной культуре якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета. – 2013. – Т. 10. – № 5. – С. 141–146.
26. Пропп В. Я. Морфология сказки. – Ленинград : Academia, 1928. – 152 с.
27. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта : в 15 томах. Т. VI: (Буквы Л, М, Н) / под редакцией П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2009. – 519 с. (На якутском и рус. яз.)

Загрузки

Опубликован

30-03-2023

Как цитировать

КУЗЬМИНА, А. А. (2023). МОТИВИРОВКА ВЫЕЗДА БОГАТЫРЯ ИЗ ДОМА В ВИЛЮЙСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, С. 84–94. https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.84.38.008

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)