ВЛИЯНИЕ СКАЗИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА РИТМ ПРОЗЫ П. А. ОЙУНСКОГО

Авторы

  • САВВИНОВА Гульнара Егоровна, savgul6767@mail.ru кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора «Олонховедение» Научно-исследовательского института Олонхо Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.32.50.009

Ключевые слова:

якутская литература; олонхо; ритм прозы; приемы; поэтика; образы; эпические формулы; сказительство; стихосложение; художественные функции.

Аннотация

В статье рассмотрен ритм прозы на примере эпического произведения «Кудангса Великий» («Улуу Кудаҥса», 1929 г.) П. А. Ойунского, одного из основоположников якутской литературы. Новатор якутской литературы П. А. Ойунский создал один из самых ритмичных текстов. Этот факт объясняется автором статьи факторами, активно влияющими на функции художественной литературы, связанной с событиями начала XX в. Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос о характеристике специфики ритма прозы, ее анализа остается в якутском литературоведении не решенным. Исследование ритма прозы П. А. Ойунского в ритмико-интонационном аспекте является новым подходом к изучению поэтики писателя. Среди важнейших завоеваний писателя в организации якутского ритмического единства оказались все уровни языка героического эпоса олонхо. Целью статьи является выявление художественных функций ритма в произведении «Кудангса Великий» П. А. Ойунского. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: делать акцент на выявление функциональной роли ритмизации прозы; в этой связи обратить внимание на ритм героического эпоса олонхо. В работе использованы методы сравнительно-сопоставительного изучения, функционального анализа. Проза П. А. Ойунского значительно отличается выраженной ритмической организацией. Выяснилось, что писатель, используя приемы эпического изображения в повести «Кудангса Великий», часто обращается к устойчивым эпическим формулам, придающим произведению особую ритмичность, колоритность. В повести изобразительно-выразительные средства, характеризующие эмоциональное состояние героев составляют одну из главных особенностей произведения. В повести П. А. Ойунский представил значительную роль в создании эмоционально-экспрессивной функции прозаического ритма. Употребление П. А. Ойунским ритмизации в произведении мы связываем с эпосом олонхо, несущим свою функциональную нагрузку и привносящим в тексте богатый язык. Как показывает проведенное исследование, ритмизация прозы в творчестве писателя происходила вследствие сказительского творчества самого П. А. Ойунского, также его стихотворного опыта, в результате которого стал складываться прозаический стиль писателя.

Литература

  1. Выготский Л. С. О влиянии речевого ритма на дыхание // Проблемы современной психологии / под редакцией К. Н. Корнилова. – Т. 2. – Ленинград : ГИЗ, 1926. – С. 169–173.
  2. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. – Ленинград : Academia, 1924. – 140 с.
  3. Жирмунский В. М. О ритмической прозе // Русская литература / главный редактор В. Г. Базанов. – Ленинград : Изд-во АН СССР, 1966. – С. 103–115.
  4. Тобуроков Н. Н. Якутский стих. – Якутск : Якутское кн. изд-во, 1985. – 168 с.
  5. Покатилова Н. В. Возвращение к истокам: фольклорно-мифологическая парадигма в литературном и научном творчестве П. А. Ойунского // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – – № 4 (25). – С. 127–134
  6. Покатилова Н. В. Якутская поэтическая традиция: Генезис литературного текста. На материале поэзии А. Е. Кулаковского : дис. ... д. филол. н. – Москва, 2000. – 417 с.
  7. Сивцева-Максимова П. В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. – Новосибирск : Наука, 2002. – 252 с.
  8. Сивцева-Максимова П. В. Эволюция жанровой системы якутской поэзии: Типологический аспект : дис. ... д. филол. н. – Уфа, 1999. – 362 с.
  9. Окорокова В. Б. Күөдьүйбүт тыл, дьүһүннэммит санаа... : (П. А. Ойуунускай айар үлэтэ). – Дьокуускай : Триада, 2003. – 134 с. (На якутском яз.)
  10. Окорокова В. Б. Ойуунускай: олоҕо уонна айар үлэтэ. – Дьокуускай : Ситим-Медиа бөлөх, 2013. – 412 с. (На якутском яз.)
  11. Ойуунускай П. А. Улуу Кудаҥса. Александр Македонский. – Дьокуускай : Бичик, 2002. – 160 с. (На якутском яз.)
  12. Ойуунускай П. А. Дьулуруйар Ньургун Боотур. – Дьокуускай : Сахаполиграфиздат, 2003. – 544 с. (На якутском яз.)
  13. Хажиева Г. Ф. Ритм прозы: история и теория вопроса // Вестник Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого. Серия Филология. – 2007. – № 43. – С. 73–76.
  14. Щерба Л. В. Предисловие // Русская речь : сборники статей под ред. Л. В. Щербы. – Петроград : Фонетич. ин-т практич. изучения языков, 1923. – С. 17.
  15. Эйхенбаум Б. М. О литературе: Работы разных лет. – Москва : Советский писатель, 1987. – 541 с.
  16. Жинкин Н. И. Механизм регулирования сегментарных и просодических компонентов языка и речи // Poetics, Poetyka, Поэтика. – Варшава, Гаага : Mouton, 1961. – С. 75–85.
  17. Фортунатов Н. М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве : сборник статей / ответственный редактор Б. Ф. Егоров. – Ленинград : Наука, Ленинградское отд-ние, 1974. – С. 173–186.
  18. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. – Москва : Советский писатель, 1982. – 367 с.
  19. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. – Москва : РОССПАН, 1993. – 309 с.

Загрузки

Опубликован

28-12-2022

Как цитировать

Гульнара Егоровна , С. (2022). ВЛИЯНИЕ СКАЗИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА РИТМ ПРОЗЫ П. А. ОЙУНСКОГО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 87–96. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.32.50.009

Выпуск

Раздел

Статьи