ИДЕОЛОГИЯ СУФИЗМА И РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ТАТАРСКОМ РОМАНИЧЕСКОМ ЭПОСЕ

  • Гульнира Разифовна ХУСАЙНОВА, Gulnira2010@yandex.ru Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова
Ключевые слова: дастан; религия; фольклор; ислам; Коран; суфизм; пророк; мотив; сюжет; образ

Аннотация

В процессе изучения духовного наследия любого народа появляется возможность представить его мировоззрение и верования. Основанные на любовных сюжетах татарские романические дастаны ценны, прежде всего, тем, что являются памятниками, отражающими историю, жизнь, духовные ценности нации. Что интересно: эти дастаны в народной памяти сохраняются как произведения, повествующие лишь об истории двух влюбленных. Но их значимость не ограничивается лишь рассказом об истории несчастной любви. Татарские романические дастаны привлекательны тем, что они тесно связаны с религиозной идеологией.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью изучения взаимосвязи татарских романических дастанов с Исламской религией. Материал для исследования составляют тексты дастанов любовного характера, бытующие у татар, как «Тахир и Зухра», «Сказание о Йусуфе», «Сайфульмулюк», «Лейла и Меджнун», «Кузы-Курпяч и Баян-сылу».

Цель статьи – определение влияния Ислама на татарские романические дастаны. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: пример . Также в статье автор дает определение татарским романическим дастанам, указывает на их отличительные черты от дастанов другого характера. Кроме того, в работе подробно разъясняется понятие суфизма, сыгравшего большую роль в формировании татарской поэзии, обосновывается частичное присутствие этой идеи и в татарских романических дастанах.

В данной статье применяются сравнительно-сопоставительные и историко-типологические методы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что религия Ислам оказала огромное влияние на татарские романические дастаны. В них от начала до конца повествуется глубокая вера главных героев к Всевышнему, часто используются религиозные термины, встречаются персонажи, которые имеют место в священных писаниях мусульман.

 

Литература

  1. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – Москва : Наука, 1986. – 320 с.
  2. Гринцер П. А. Две эпохи романа (вводная статья) // Генезис романа в литературах Азии и Африки. Национальные истоки жанра. – Москва : Наука, 1980. – С. 3–14.
  3. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград : Наука, 1974. – 728 с.
  4. Неклюдов С. Ю. От эпоса к роману // Героический эпос монгольских народов. – Москва : Наука, 1984. – С. 251–267.
  5. Мухаметзянова Л. Х. Татарской эпос : книжные дастаны. – Казань : ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2014. – 380 с.
  6. Мөхәммәтҗанова Л. Х., Хөсәенова Г. Р. Татар эпик фольклорында дастанның романик төре : төп үзенчәлекләре // Традиционная культура народов Поволжья : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 13–15 февраля 2018 г.). – Казань : Ихлас, 2018. – С. 268–277. (На татарском яз.)
  7. Яхин Ф. З. Урта гасырлар татар әдәбияты : Татар шигъриятендә дини мистика һәм мифология. Икенче басма. – Казан : Раннур, 2003. – 416 б. (На татарском яз.)
  8. Садыйкова А. Х., Хәйретдинова Р. Р. XII–XX гасыр башы татар әдәбиятында дини фольклор : дәреслек. – Казан : КФУ, 2016. – 384 б. (На татарском яз.)
  9. Урманче Ф. И. Тюркский героический эпос. – Казань : ИЯЛИ, 2015. – 448 с.
  10. Мухаметзянова Л. Х. Отражение духовно-нравственных ценностей Ислама в дастанах, распространенных в XVIII в. в Поволжье // Идеалы и ценности Ислама в образовательном пространстве XXI века : материалы X Международной научно-практической конференции (Уфа, 18–20 октября 2017 г.). – Уфа : Мир печати, 2017. – С. 276–279.
  11. Сура 17 «Перенос ночью» [Электронный ресурс]. URL : https://falaq.ru/quran/krac/17 (дата обращения : 09.12.2020).
  12. Кул Гали. Сказание о Йусуфе : Поэма / пер. С. Иванова. – Казань : Татарcкое кн. изд-во, 1985. – 254 с.
  13. Хасавнех А. А. Поэма Ахметзяна Тубыли «Повествование о незабываемом Фархаде и его возлюбленной Ширин» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2020. – № 3 (19). – С. 42–54. – DOI : 10.25587/n0943-3187-1950-g.
  14. Татар халык иҗаты. Дастаннар / томны төзүче, кереш мәкалә һәм искәрмәләр язучы, Ф. В. Әхмәтова.– Казан : Татар. кит. нәшр., 1984. – 384 б. (На татарском яз.)
  15. Мөхәммәтҗанова Л. Х. Дөнья цивилизациясендә татар дастаннары. – Казан : ИЯЛИ, 2018. – 280 б.
  16. Гумматова Х. Б. Концепция божественной любви в поэме «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви [Электронный ресурс]. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-bozhestvennoy-lyubvi-v-poeme-leyli-i-medzhnun-nizami-gyandzhevi/viewer (дата обращения : 01.12.2020).
  17. Юсупов А. Ф., Юсупова Н. Ф. Суфизм в Средневековой татарской культуре : роль, особенности и модели мира // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 5 (16). – С. 219–222.
  18. Повесть Петеисе           Древнеегипетская проза / пер. с древнеегипет., вступ. ст. и коммент. М. А. Коростовцева; тексты подготовлены К. Н. Жуковской. – Москва : Худ. лит-ра, 1978. – 303 с.
  19. Кол Гали. Кыйссаи Йосыф : Поэма. – Казан : Татар. кит. нәшр., 1989. – 221 с. (На татарском яз.)
  20. Татарский энциклопедический словарь. – Казань : Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – 703 с.
  21. Сайади. Бабахан дастаны [Электронный ресурс]. URL : https://kitaphane.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_26836.doc (дата обращения : 30.11.2020). (На татарском яз.)
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
ХУСАЙНОВА, Г. (2021). ИДЕОЛОГИЯ СУФИЗМА И РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ТАТАРСКОМ РОМАНИЧЕСКОМ ЭПОСЕ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (Март), 129-139. https://doi.org/10.25587/e8664-7857-4755-b
Раздел
СТАТЬИ