К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИХ МОТИВОВ В ЭПОСЕ «ДЖАНГАР» (на материале сарт-калмыцкой, синьцзян-ойратской и калмыцкой версий)

  • Босха Халгаевна БОРЛЫКОВА, borlboskha@mail.ru Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова
  • Бадма Викторович МЕНЯЕВ, bmeyaev@mail.ru Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова
  • Татьяна Владимировна БАСАНОВА, tatianabasanova@yandex.ru Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова
Ключевые слова: сарт-калмыки; олёты; Киргизия; эпос «Джангар»; А. В. Бурдуков; архивные материалы; калмыцкая версия эпоса; синьцзян-ойратская версия эпоса; мотивы; сравнительный анализ

Аннотация

Впервые представлен сравнительный анализ ряда сюжетообразующих эпических мотивов, характерных для сарт-калмыцкой, синьцзян-ойратской и калмыцкой версий эпоса «Джангар». Изучение сюжетообразующих мотивов, повествующих о героических коллизиях в эпосе, весьма актуально. Целью исследования является рассмотрение сюжетообразующих мотивов сарт-калмыцкой версии «Джангара» в сравнении с синьцзян-ойратской и калмыцкой версиями эпоса. Методологической основой исследования послужили принципы сравнительно-исторического изучения фольклора, теоретические положения о понятии «мотив», изложенные в работах отечественных фольклористов. Материалом для исследования послужил неопубликованный машинописный текст сарт-калмыцкой версии героического эпоса «Джангар» на языке оригинала, записанный А. В. Бурдуковым в 1929 г. от сказителя Бакхи Сарпекова. Для сравнения были привлечены опубликованные тексты песен калмыцкой и синьцзян-ойратской версий эпоса, а также личные полевые записи авторов олётской версии эпоса. Сюжеты сравниваемых песен посвящены описанию борьбы богатырей с врагами-мангасами. Прослежен ряд сходных по содержанию сюжетообразующих эпических мотивов: мотив нападения мангаса на нутук героя, мотив ломки копья богатыря (в сарт-калмыцкой версии эпоса, как и в синьцзян-ойратской, упоминаются гидронимы Или и Текес), мотив ультиматума (в сарт-калмыцкой версии, как и в синьцзян-ойратской, враг требует три ценных объекта, при этом дается право выбора), мотив богатырского поединка (в сарт-калмыцкой версии выделен мотив богатырского поединка, который, по сравнению с другими версиями эпоса, изложен очень кратко), мотив прибытия героя в родную державу (в сарт-калмыцкой версии, как и в синьцзян-ойратской, юного героя встречает ханша Авай Герел), мотив наречения именем (в сарт-калмыцкой версии героя-мальчика нарекает именем сам Джангар в присутствии всего нутука и дарит ему своего скакуна Бурхан Зерде), мотив исцеления (в сарт-калмыцкой версии исцеляет богатыря целомудренная ханша Авай Герел) и др. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что мотивный фонд сарт-калмыцкой версии «Джангара» во многом схож с синьцзян-ойратской и калмыцкой версиями эпоса. Сюжетообразующие мотивы в рассматриваемых версиях эпоса не расторжимы, заключают в себе зачаток дальнейшего развития и часто конфликтное начало.

 

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00537 А.

 

Литература

  1. Овалов Э. Б. Сюжетно-стилевые традиции в эпосе «Джангар» и его версиях. – Элиста : ЗАОр «НПП “Джангар”», 2008. – 304 с.
  2. Дампилова Л. С., Хабунова Е. Э., Николаева Н. Н., Заяасурен Чулуун. Традиционные мотивы в сюжете о сватовстве в эпосе монгольских народов // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – – Т. 78. – № 4. – С. 72–78. – DOI : 10.31857/S241377150006113-7.
  3. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору : сб. ст. в память В. Я. Проппа. – Москва : Наука, 1975. – С. 144–
  4. Ершова И. В. К толкованию эпического мотива (постановка проблемы) // Новый филологический вестник. – – № 2 (41). – С. 14–20.
  5. Бурдуков А. В. Каракольские калмыки (сарт-калмаки) // Советская этнография. – – № 6. – С. 47–79.
  6. Сарт-калмыцкая и баитская версия «Джангара» // Научный архив КИГИ РАН (ныне НА КалмНЦ РАН). – Ф. 5. – Оп. 2. – Ед. хр. 6. – 24 л. (На калмыцком яз.)
  7. Басангова Т. Г. Сарт-калмыцкая версия Джангара (текст, основные мотивы) // Новые исследования Тувы. – 2011. – № 4. – С. 131–1
  8. Меняев Б. В., Борлыкова Б. Х. Из истории записи сарт-калмыцкой версии эпоса «Джангар» // Mongolica. – – № 1. – Т. XXIV. – С. 85–93. – DOI : 10.25882/zj60-1188.
  9. Биткеев Н. Ц. Эпос «Джангар». – Элиста : ЗАОр «НПП “Джангар”» ; КалмГУ, 2006. – 352 с.
  10. Поппе Н. Н. Халха-монгольский героический эпос. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1937. – 125 с.
  11. Неклюдов С. Ю. Духи и нелюди в недружелюбном мире (о некоторых стратегиях конструирования мифологического образа) [Электронный ресурс]. URL : https://ruthenia.ru/folklore/neckludov52.htm (дата обращения : 20.08.2020).
  12. Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. 3-е изд., репринт. – Москва : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 320 с.
  13. Манджиева Б. Б. Сюжетообразующие мотивы в эпическом репертуаре джангарчи Телтя Лиджиева // Новый филологический вестник. – – № 3 (54). – С. 322–334.
  14. Козин С. А. Джангариада. Героическая поэма калмыков : Введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии. – Москва-Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. – 252 с.
  15. Остроумов Н. П. Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства. – Казань : Тип. Имп. ун-та, 1879. – 117 с.
  16. Bumba-in oroni γaqca bātur Bulǰin ulān Xongγor Kürül Zambal xāni köbüünlei bayiri barildaqsan bölöq // Jangγar / T. Jamca erkelen nayiruulbai. – Ürümči xoto : Šinǰiyang-giyin yeke surγuuli-in kebleliyin xorō. 2010. X. 251-264. (На ойратском яз.)
  17. Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. В 3 т. Т. 2 / пер. на соврем. калм. язык Б. Х. Тодаевой. – Элиста : ЗАОp «НПП “Джангар”», 2006. – 831 с. (На калмыцком яз.)
  18. Селеева Ц. Б. Мотив ультиматума и его формальная реализация в синьцзян-ойратской и калмыцкой версиях «Джангара» // Россия и Центральная Азия : историко-культурное наследие и перспективы развития : материалы Международной научной конференции (Элиста, 13–14 сентября 2006 г.). – Элиста : КИГИ РАН, 2007. – С. 80–
  19. Джангар. Калмыцкий героический эпос. Т. 1 / сост. А. Ш. Кичиков. – Москва : Наука, 1978. – 442 с. (На калмыцком яз.)
  20. Джангар. Героический эпос синьцзянских ойрат-монголов. В 3 т. Т. 1 / пер. на соврем. калм. язык Б. Х. Тодаевой. – Элиста : ЗАОp «НПП “Джангар”», 2005. – 855 с. (На калмыцком яз.)
  21. Джангар. Калмыцкий героический эпос / Сост. А. Ш. Кичиков. – Т. II. – Москва : Наука, 1978. – 417 с. (На калмыцком яз.)
  22. Жирмунский В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. – Москва : Изд-во АН СССР, 1958. – 145 с.
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
БОРЛЫКОВА, Б., МЕНЯЕВ, Б., & БАСАНОВА, Т. (2021). К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИХ МОТИВОВ В ЭПОСЕ «ДЖАНГАР» (на материале сарт-калмыцкой, синьцзян-ойратской и калмыцкой версий). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (Март), 121-128. https://doi.org/10.25587/s3817-7814-4380-x
Раздел
СТАТЬИ