ЗОЛОТО В ПОЭТИКЕ АЛТАЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА (на материале мифов, легенд, сказаний, сказок и загадок)

  • Надежда Романовна ОЙНОТКИНОВА, sibfolklore@mail.ru Институт филологии СО РАН
Ключевые слова: эпос; мифопоэтика; мифологема; алтайцы; мифы и легенды; сказания; сказки алтайцев; металлы; символика золота; металлический код

Аннотация

В статье впервые на материале алтайского фольклора рассматривается мифопоэтическая символика золота как важного элемента металлического кода языка и культуры алтайцев. Актуальность исследования обусловлена неизученностью мифопоэтической символики наименований металлов в алтайской лингвокультуре. Целью статьи является выявление символики золота в фольклоре алтайцев. Материалом исследования послужили разножанровые тексты алтайского фольклора: сказания, сказки, мифы, легенды, загадки, пословицы. Анализ показал, что лексема алтын ‘золотой’ используется для обозначения признаков строений, различных предметов быта, утвари, конского и воинского снаряжения, одежды и украшений, необычных, духовных животных, птиц, человека, географических объектов, а также употребляется в составе личных имен. Автор приходит к выводу, что благодаря своей материальной и эстетической ценности, образ золота получает широкое символическое значение в алтайской мифологии. С применением структурно-семантического метода на основе контекстуального анализа выявлены 3 основные мифологемы, вокруг которых группируется символические употребления лексемы алтын ‘золотой’: «золото как символ Верхнего мира», «золото как признак сверхъестественных предметов и сущностей» и «золото как символ богатства». Признак ‘золотой’ выступает атрибутом небесных светил, мира светлых божеств. Золото соответствует дневному светилу, т. е. солнцу, серебро – ночному, т. е. луне. Золото в большей степени мужской металл, а серебро – женский. Составляя бинарную оппозицию с железом, золото соотносится с символами Верхнего мира, а железо – с символами Нижнего мира. Золото выступает и признаком предметов волшебства и мифических сущностей Нижнего мира. Волшебные предметы, сделанные из золота, обладают магической и целительской силой. Золото является эквивалентом денег, мерилом силы, власти, богатства, и с ним связаны представления о достоинстве, превосходстве, величии, совершенстве. Исследование символики других наименований металлов представляется перспективным для понимания металлического кода алтайской лингвокультуры.

 

Благодарности: Исследование проведено в рамках проекта РФФИ «Мифологическая лексика алтайцев: лексикографическое описание и исследование», № 20-012-00265 А.

 

Литература

  1. Топоров В. Н. Металлы // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2 / Гл. ред. С. А. Токарев. – Москва : Советская энциклопедия, 1988. – С. 146–147.
  2. Большой толковый словарь по культурологии / ред. Б. И. Кононенко. – Москва : Вече, АСТ, 2003. – 511 с.
  3. Толстой Н. И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин // Толстые Н. И. и С. М. Славянская этнолингвистика : вопросы теории (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5–6 ноября 2013 г.). – Москва : Институт славяноведения РАН, 2013. – С. 19–31.
  4. Агапкина Т. А., Виноградова Л. Н. Золото // Славянские древности. Т. 2. – Москва : Международные отношения, 1999. – С. 352–
  5. Петров А. М. Персонажи русских духовных стихов в свете народно-христианских представлений о золоте // Традиционная культура. –2011. – № 3 (43). – С. 27–38.
  6. Пятова Е. А. Анализ мифологемы золото как компонента языковой картины мира // Lingustica Juvenis. – 2011. – № 13. – С. 126–
  7. Шеянова И. И. «Золото» и «серебро» как элементы мифопоэтической системы мордвы // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2020. – № 2 (54). – С. 200–
  8. Равшанов М. Золото – образ языковой картины мира // Электронный инновационный вестник. – 2020. – № 6 (17). – С. 17–
  9. Алтай баатырлар. Т. 3 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1960. – 381 с. (На алтайском яз.)
  10. Алтай баатырлар (Алтайские богатыри). Т. 7 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1972. – 240 с. (На алтайском яз.)
  11. Алтай баатырлар (Алтайские богатыри). Т. 8 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1974. – 231 с. (На алтайском яз.)
  12. Алтай баатырлар (Алтайские богатыри). Т. 9 / сост. С. С. Суразаков. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1977. – 222 с. (На алтайском яз.)
  13. Алтайские героические сказания. Очи-Бала. Кан-Алтын / сост. : З. С. Казагачева, С. М. Каташев. – Новосибирск : Наука. Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. – 668 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 15). (На алтайском и русс. яз.)
  14. Алтайские загадки (Алтай табышкактар) / сост. К. Е. Укачина. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайское отд-е Алтайского кн. изд-ва, 1981. – 176 с. (На алтайском и русс. яз.)
  15. Алтайские народные сказки / сост. Т. М. Садалова. – Новосибирск : Наука, Сибирское предприятие РАН, 2002. – 455 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 21). (На алтайском и русс. яз.)
  16. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии / предисл. С. Е. Малова. Репринтное издание (1924). – Горно-Алтайск : Ак Чечек, 1994. – 152 с. (На алтайском и русс. яз.)
  17. Вербицкий В. В. Алтайские инородцы. Репринтное издание (1893). – Горно-Алтайск : Горно-Алтайская типография, 1992. – 386 с. (На алтайском и русс. яз.)
  18. Маадай-Кара: Алтайский героический эпос / Зап. текста, пер. и прил. С. С. Суразакова; подгот. тома и вступ. ст. И. В. Пухова. – Москва : Наука, 1973. – 474 с. (На алтайском и русс. яз.)
  19. Несказочная проза алтайцев / сост. Н. Р. Ойноткинова, И. Б. Шинжин, К. В. Яданова, Е. Е. Ямаева. – Новосибирск : Наука, 2011. – 576 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 30). (На алтайском и русс. яз.)
  20. Никифоров Н. Я. Аносский сборник: Собрание сказок алтайцев с Примечаниями Г. Н. Потанина. – Омск : Тип. штаба Омск. воен. округа, 1915. – 293 с.
  21. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи, собранные В. В. Радловым. Ч. 1 : Поднаречия Алтая. – Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, 1866. – 410 с. (На алтайском яз.)
  22. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – Горно-Алтайск : Ак Чечек, 2005. – 1026 c.
  23. Толстая С. М. Категория признака в символическом языке культуры // Славянская этнолингвистика : вопросы теории. – Москва : Институт славяноведения РАН, 2013. – С. 123–134.
  24. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка / отв. ред. Э. Р. Тенишев, А. В. Дыбо. – Москва : Наука, 2006. – 908 с.
  25. Тюхтенева С. П. Деньги – бумага, человек – золото // Этнографическое обозрение. – – № 2. – С. 16–22.
Опубликован
2021-03-31
Как цитировать
ОЙНОТКИНОВА, Н. (2021). ЗОЛОТО В ПОЭТИКЕ АЛТАЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА (на материале мифов, легенд, сказаний, сказок и загадок). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (Март), 57-67. https://doi.org/10.25587/t7874-3744-3510-s
Раздел
СТАТЬИ