ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЯКУТСКИХ И БУРЯТСКИХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ В ЭПИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ

  • Лилия Николаевна ГЕРАСИМОВА, gelinica@yandex.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Ключевые слова: эпос, эпический язык, экспрессивная лексика, изобразительные глаголы, олонхо, бурятский эпос, функциональность, сравнительное изучение, сказительство, лексический словарь сказителя

Аннотация

В статье приводится анализ изобразительных глаголов якутского языка в качестве экспрессивной лексики в сравнении с бурятскими изобразительными глаголами с целью выявления особенностей функционирования глаголов в контексте эпического текста. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью использования изобразительной лексики в эпических текстах и необходимостью рассмотрения их функциональных особенностей в сравнительном аспекте. Материалом для исследования послужили тексты олонхо И. И. Бурнашева – Тонг Суорун «Сын лошади Богатырь Дыырай» («Сылгы уола Дыырай Бухатыыр») и бурятского героического эпоса Елбона Шалбыкова «Аламжи Бэргэн». В анализе задействовано 84 изобразительных глагола из якутского олонхо и 41 глагол из бурятского эпоса, которые по контексту и семантике определяют образное действие. В работе использованы метод сплошной выборки для сбора примеров изобразительных глаголов из эпических текстов; компонентный анализ для характеристики понятийного составляющего слова; метод контекстуального анализа, предоставляющий возможность выявить различные значения и оттенки значений исследуемых глаголов в составе контекста в зависимости от их функций. При выявлении функциональных особенностей изобразительных глаголов за основу была взята классификация текстовых функций эмотивной лексики Л. Г. Бабенко. Результат проделанного анализа показывает, что изобразительные глаголы используются в большей степени в описании персонажей, их внешнего вида и движений, что говорит об описательно-характерологической функции. Также немалая часть глаголов выполняет интерпретационную и эмоционально-оценочную функции, которые привлечены для описания природы, жилища, утвари и орудия. Следует отметить, что якутский сказитель чаще прибегает к детализациям и образным описаниям с целью придания зрелищности, красочности картин и действий, а бурятский сказитель основное внимание уделяет динамике движений и действий для живости и яркости течения событий, развития сюжетов. Анализ функциональных особенностей якутских и бурятских изобразительных глаголов на материале эпических текстов позволяет нам сказать, что их особенность и общность заключается в их непосредственном участии в создании образов, описании картин, характеристике действий.

 

Благодарность: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

 

Литература

  1. Харитонов Л. Н. Типы глагольной основы в якутском языке. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1954. – 312 с.
  2. Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутское олонхо. – Якутск : Изд-во СО РАН, Якутский филиал, 2004. – 326 с.
  3. Пухов И. В. Якутский героический эпос – олонхо : публикации, перевод, теория, типология : избранные статьи. – Якутск : Изд-во СО РАН, Якутский филиал, 2004. – 212 с.
  4. Борисова А. А. Мотив уничтожения чудовища абаасы в якутском олонхо в сравнительном анализе с бурятским эпосом // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2020, № 3 (19). – С. 118–124. – DOI : 10.25587/c2037-7658-4383-w.
  5. Корякина А. Ф. Сравнительный анализ образной системы якутского и бурятского эпосов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. – 2015. – Т. 12. – № 2. – С. 96–103.
  6. Данилова А. Н. Женщина-богатырка в якутском и бурятском эпосах (опыт сравнительно-типологического исследования) // Фольклор в контексте культуры : материалы II Всероссийской научной конференции (Махачкала, 10 марта 2011 г.). – Махачкала : ДГПУ, 2011. – С. 83–86.
  7. Корякина А. Ф. Некоторые параллели в поэтике якутского олонхо и бурятского улигера (на примере олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» Платона Ойунского и улигера «Абай Гэсэр Могучий» в записи Маншуда Имегенова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 12-1 (30). – С. 112–117.
  8. Роббек Л. В. Основные отличия и сходства аллитерационных систем олонхо и эхирит-булагарских улигер // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-5. – С. 43–46.
  9. Борисов Ю. П. Параллелизмы в якутском олонхо «Сылгы уола Дыырай бухатыыр» и бурятском улигере «Аламжи Бэргэн» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 83–89.
  10. Бурнашев И. И. – Тонг Суорун. Сылгы уола Дыырай Бухатыыр = Сын лошади Богатырь Дыырай. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. – 376 с. (На якутском и русс. яз.)
  11. Бурятский героический эпос / Сост. М. И. Тулохонов. – Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1991. – 312 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На бурятском и русс. яз.)
  12. Хертек Л. К. К вопросу о лингвистическом анализе эпических текстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 12-1 (54). – С. 188–190.
  13. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник, практикум. 2-е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2004. – 496 с.
  14. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 12 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2015. – 595 с.
  15. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта. Т. 2 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2005. – 912 с.
  16. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта. Т. 3 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2006. – 844 с.
  17. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 13 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2016. – 637 с.
  18. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 10 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2013. – 575 с.
  19. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта. Т. 1 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2004. – 680 с.
  20. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 18 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2013. – 576 с.
  21. Шагдаров Л. Д., Черемисов К. М. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь. В 2 т. Т. 2. О-Я. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2010. – 708 с.
  22. Шагдаров Л. Д., Черемисов К. М. Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь. В 2 т. Т. 1. А-Н. – Улан-Удэ : Республиканская типография, 2010. – 636 с.
  23. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 5 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2008. – 616 с.
  24. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 9 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2012. – 630 с.
  25. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта. Т. 7 / Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2010. – 517 с.
Опубликован
2020-12-28
Как цитировать
ГЕРАСИМОВА, Л. (2020). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЯКУТСКИХ И БУРЯТСКИХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ В ЭПИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (4(20), 137-145. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/epos/article/view/357
Раздел
СТАТЬИ