ЭПИТЕТЫ, ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ НОМИНАЦИЙ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, В ЯКУТСКОМ И АЛТАЙСКОМ ЭПОСАХ

  • Раиса Васильевна КОРЯКИНА, georgien17@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Ключевые слова: эпический текст, эпитет, золотой, серебряный, кай чӧрчӧк, олонхо, богатырь айыы, определяемое слово, алтайцы, тюркские народы

Аннотация

Сравнительное изучение эпического творчества родственных в далеком прошлом народов остается актуальным в современном эпосоведении. Рассмотрены эпитеты, образованные от номинаций драгоценных металлов «золото» и «серебро», в якутском и алтайском эпосах в сравнительном аспекте для выявления сходства и различий функционирования данных эпитетов в эпосе у двух тюркских народов на материале алтайского и якутского эпических текстов. Новизна проведенного исследования заключается в том, что ранее не рассматривались частота употреблений, определяемые слова, семантическая нагруженность и характер функционирования эпитетов (үрүҥ) көмүс (як.) – кÿмÿш (алт.) ‘из серебра, серебряныйʼ; кыһыл көмүс (як.) – алтын (алт.) ‘из золота, золотойʼ в указанных эпических текстах в сравнении. Используются контрастивный анализ, анализ словарных дефиниций, контекстуальный и количественный методы. В ходе исследования найдены сходства в структуре, звучании, семантике групп определяемых слов и в функционировании рассматриваемых эпитетов, которые обусловлены генетической общностью якутского и алтайского народов. Выявлены также различия, в частности, более частотное использовании эпитета (үрүҥ) көмүс ‘серебряныйʼ в якутском олонхо и эпитета алтын ‘золотойʼ в алтайском кай чӧрчӧк указывают на предпочтение древними якутами серебра, а алтайцами – золота; соответственно, в качестве компонента имени собственного положительных персонажей в якутском олонхо выступает эпитет көмүс ‘серебряныйʼ, в алтайском эпосе кай чӧрчӧк – эпитет алтын ‘золотойʼ; также номинации драгоценных металлов в современном якутском языке (көмүс ‘золотоʼ, алтан ‘медьʼ) в эпических текстах сохранились в устаревших значениях (‘сереброʼ и ‘золотоʼ) и др. Различия и особенности в функционировании данных эпитетов в якутском и алтайском эпических текстах восходят к стадиальному отличию сравниваемых эпосов.

 

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

 

Литература

  1. Пухов И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Эпос олонхо и эпическая поэзия саха (якутов) / [сост. Д. К. Сивцев ; отв. ред. В. Н. Иванов]. – Якутск : Изд-во СО РАН, Якутский филиал, 2003. – С. 84–141.
  2. Radloff W. Aus Sibirien. – Niederlande : Anthropological Publications Oosterhout N.B., 1968. – 489 p. (На немецком яз.)
  3. Потапов Л. П. Исторические связи алтае-саянских народов с якутами (по этнографическим материалам) // Советская этнография. – 1978. – № 5. – С. 85–95.
  4. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. – Ленинград : Наука, 1974. – 727 с.
  5. Окладников А. П. Якутский эпос (олонхо) и его связь с югом // История Якутской АССР. Т. 1. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1955. – С. 257–277.
  6. Мелетинский Е. М. «Общие места» и другие элементы фольклорного стиля в эддической поэзии [Электронный ресурс]. URL : https://www.studmed.ru/meletinskiy-em-obschie-mesta-i-drugie-elementy-folklornogo-stilya-v-eddicheskoy-poezii_986af5df450.html (дата обращения : 25.05.2020).
  7. Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. – Москва : Наука, 1985. – 255 с.
  8. Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. – Якутск : Изд-во СО РАН, Якутский филиал, 2004. – 328 с.
  9. Иванов В. Н. Якутский героический эпос олонхо в контексте сравнительного изучения // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2016. – № 1. – С. 22–29.
  10. Пропп В. Я. Русский героический эпос [Электронный ресурс]. URL : https://litresp.com/chitat/ru/%D0%A5/hrolenko-aleksandr-timofeevich/yazik-foljklora-hrestomatiya/39 (дата обращения : 01.12.2020).
  11. Габышева Л. Л. Символическое значение номинаций металлов в эпосе якутов и других тюркских народов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. – 2012. – Т. 9. – № 3. – С. 115–120.
  12. Павшук А. В. Языковая природа и функции эпитета в художественном тексте : на материале романа Асорина «Воля» : автореф. дис. ... к. филол. н. – Москва, 2007. – 21 с.
  13. Дьулуруйар Ньургун Боотур = Нюргун Боотур Стремительный : [олонхо] / текст К. Г. Оросина. – Якутск : Госиздат ЯАССР, 1947. – 409 с. (На якутском и русс. яз.)
  14. Кыыс Дэбилийэ : якутский героический эпос / сказитель Н. П. Бурнашев. – Новосибирск : Наука, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и русс. яз.)
  15. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» / сказитель В. О. Каратаев. – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и русс. яз.)
  16. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур = Строптивый Кулун Куллустуур : якутское олонхо / сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов. – Москва : Наука, 1985. – 605 с. (на якутском и русс. яз.)
  17. Маадай Кара. Алтайский героический эпос / сказитель А. Г. Калкин. – Москва : Наука, 1973. – 474 с. (На алтайском и русс. яз.)
  18. Алтай баатырлар. Алтай кай чорчоктар = Алтайские богатыри. Алтайский героический эпос. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайская типография, 2016. – 800 с. – (Памятники эпического наследия Алтая ; Т. 2). (На алтайском и русс. яз.)
  19. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. 1. – Москва : АН СССР, 1958. – Стлб. 1–1280.
  20. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. 2. – Москва : АН СССР, 1959. – Стлб. 1281–2508.
  21. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. 3. – Москва : АН СССР, 1959. – Стлб. 2509–3858.
  22. Борисов Ю. П. Основные черты параллелизма в якутском олонхо и в алтайском эпосе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 11 (29). – Ч. 2. – С. 44–50.
  23. Райхл К. Тюркский эпос : традиции, формы, поэтическая структура / пер. с англ. Д. А. Функа. – Москва : Восточная литература, 2008. – 383 с. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
  24. Невелева С. Л. Вопросы поэтики древнеиндийского эпоса : Эпитет и сравнение. – Москва : Наука, 1979. – 136 с.
  25. Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин // Статьи о русской литературе. – Саратов : Саратовское кн. изд-во, 1958. – С. 3–76.
  26. Львова С. Д. Сравнения в якутском и алтайском эпосах (на материале олонхо «Могучий Эр Соготох» и кай чёрчёк «Маадай-Кара») // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2019. – № 3 (15). – С. 126–139. – DOI : 10.25587/SVFU.2019.15.36605.
Опубликован
2020-12-28
Как цитировать
КОРЯКИНА, Р. (2020). ЭПИТЕТЫ, ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ НОМИНАЦИЙ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, В ЯКУТСКОМ И АЛТАЙСКОМ ЭПОСАХ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (4(20), 116-126. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/epos/article/view/355
Раздел
СТАТЬИ