ОБРАЗЫ КАМЕННЫХ И ГОРНЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ ХАКАСОВ

  • Наталья Владимировна ШУЛБАЕВА, natalya.shulbaeva@yandex.ru Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории
Ключевые слова: героический эпос, каменные люди, горные люди, мифологическая основа, мифологический рассказ, культ камней, культ гор, каменные изваяния, помощники героя, отрицательные образы, бинарная оппозиция

Аннотация

В статье рассматриваются образы каменных и горных людей в героическом эпосе хакасов, которым отводилась роль защитников и покровителей. К ним относятся такие персонажи, как горные люди и проклятый старик, живущий в чёрной пещере. Образы каменных и горных людей в рассматриваемых героических сказаниях, вероятно, возникли, основываясь на мифологии и культе гор. Цель данной статьи – определить функциональную роль образов каменных и горных людей. Новизна работы заключается в том, что образы каменных и горных людей получили наиболее полное воплощение именно в хакасском эпосе, в то время как в эпосе алтайцев и бурят только упоминается связь главного героя с горой. В эпосе этих народов нет персонажей, называемых «каменным человеком», «горными людьми», образы которых разработаны и наделены определёнными функциями, как в хакасском героическом эпосе. Надо полагать, что образы «каменных людей» в героических сказаниях хакасов, вероятно, возникли в силу мифологических представлений об окружающем мире и культа гор, бытовавших у древнего этноса, и получили дальнейшую художественную разработку. В героических сказаниях хакасов наряду с каменными людьми представлены и образы горных людей, они упоминаются нечасто и не влияют на ход событий, но генетически они связаны с мифологией и верованиями народа.

Материалом для исследования послужили неопубликованные героические сказания «Ах хан на светло-соловом коне» (записано А. Г. Кызласовой от сказителя К. А. Бастаева 16–21 февраля 1949 г.); «Старик Хара Хан на тёмно-гнедом коне» (записано А. Т. Кызласовой от сказителя К. А. Бастаева в 1949 г.), «Хан Харахчыл на вороном коне с пятном на лбу» (записано М. И. Добровой в 1948 г. от сказителя М. К. Доброва). В рассмотренных героических сказаниях мы выделили образы: 1) «каменных людей», эти образы носили сакральный характер, им отводилась роль защитника, покровителя; 2) образы «горных людей» и проклятого божествами старика, живущего в чёрной пещере. Интересен образ старика, который несёт определённую поучительную нагрузку: за плохие деяния приходится расплачиваться.

 

Литература

  1. Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. – Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2006. – 208 с.
  2. Бурнаков В. А. Каменные изваяния в сакральном пространстве хакасов // Проблемы истории, филологии, культуры. – Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2012. – С. 335–
  3. Бурнаков В. А. Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX–XX век) // Вестник НГУ. Серия : История, филология. – 2013. – Т. 12. – Вып. 7 : Археология и этнография. – С. 265–
  4. Кызласов И. Л. Гора – прародительница в фольклоре хакасов // Советская этнография. – 1982. – № 2. – С. 83–
  5. Майнагашева Н. С., Челтыгмашева Л. В., Чистобаева Н. С., Чаптыкова Ю. И., Шулбаева Н. В. Современное состояние хакасского фольклора (отчёт фольклорной экспедиции ХакНИИЯЛИ за 2016 г.) // Научное обозрение Саяно-Алтая : Серия «Филология». – 2017. – № 2 (18). – С. 106–
  6. Чаптыкова Ю. И., Челтыгмашева Л. В. Мифологические рассказы о духах-хозяевах горы, воды, огня в фольклоре хакасов (по материалам фольклорной экспедиции 2016 г. в Таштыпском и Аскизском районах Республики Хакасия // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 6 (61). – С. 424–
  7. «Ах сараттығ Ах хан» (запись сделана Кызласовой А. Г. от сказителя Бастаева К. А 16–21 февраля 1949 г.) // Рукописный фонд ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ». – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 75. – Л. 99–
  8. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, щорцев, якутов) : эксперим. изд. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1381 с.
  9. Хакасско-русский словарь / Отв. ред. О. В. Субракова. – Новосибирск : Наука, 2006. – 1114 с.
  10. Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. – Абакан : Изд-во ХГУ, 2003. – 260 с.
  11. «Хара тораттығ Хара Хан» (запись сделана Кызласовой А. Т. от сказителя Бастаева К. А. в 1949 г.) // Рукописный фонд ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ». – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 75. – Л. 90.
  12. Николаева Н. Н. Отрицательные персонажи в героическом эпосе бурят // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4 (34) : в 3 ч. – Ч. 2. – С. 145–
  13. Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. – Москва : Изд-во Московского университета, 1986. – 295 с.
  14. «Хасха Хара аттығ Хан Харахчыл» (запись сделана Добровой М. И. от сказителя Доброва М. К. в 1948 г.) // Рукописный фонд ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ». – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 92. – Л. 95.
  15. Плотникова О.А. Боги и герои Древней Руси. – Москва : Вече, 2016. – 255 с.
Опубликован
2020-12-28
Как цитировать
ШУЛБАЕВА, Н. (2020). ОБРАЗЫ КАМЕННЫХ И ГОРНЫХ ЛЮДЕЙ В ГЕРОИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ ХАКАСОВ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (4(20), 108-115. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/epos/article/view/354
Раздел
СТАТЬИ