НЕКОТОРЫЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ БАТЫРА В ЭПОСЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА

  • Рамзия Муллануровна ГАЙФУТДИНОВА, ramziya_gaifutdinova@mail.ru Лицей-интернат №7, г. Казань
Ключевые слова: образ батыра; магическая неуязвимость; чудовище; народный герой; чудесное рождение, военная специфика, функциональность героя, эпическое сказание, героический эпос, модификация.

Аннотация

Объектом статьи “Некоторые сравнительно-типологические черты батыра в эпосе татарского народа” является образ главных героев в эпических сказаниях татарского народа. В эпических сказаниях батыр – это, прежде всего, представитель простого народа, который символизирует его вековые идеи и чаяния. По-другому, данного типа героя называют народным. Так как он обогащен мировоззренческими взглядами, политическими убеждениями народа. И среда эпоса символически стала охарактеризовать героя как пример, идеал подражения. Прослеживая эволюцию эпической биографии главного героя и его богатырских поступков на сравнительно-типологической и историко-типологической основе, выявляются ведущие мотивы создания образа батыра с национальным характером. В современном эпосоведении понятие «народный герой» употребляется как харизматический символ национальной идентичности. Реконструкция портретной характеристики народного батыра идет через анализ общеэпических приемов. Такие мотивы как чудесное рождение, добывание богатырского коня и оружия, магическая неуязвимость определяют «лицо» каждого народного героя. Также акцентируется внимание на трансформации роли главного героя с его функциональным назначением. Иногда народный герой отличается многофункциональностью, который определяется исходом развивающихся событий эпоса.

Литература

  1. Козин С. А. Джангариада: героическая поэма калмыков. Введение и изучение памятника и перевод торгутской его версии. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. – 252 c.
  2. Закирова И. Г. Народное творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические осно- вы : автореф. дисс. … доктора филол. наук / И. Г. Закирова. – Казань, 2011. – 356 с.
  3. Урманчеев Ф. И. Имя эпического героя // Советская тюркология. – 1986. – № 4. – С. 22-33.
  4. Белинский В. Г. Сочинения: в 3 т. – Т. 2 : Статьи и рецензии (1841-1845). – Москва : ОГИЗ Госли- тиздат, 1948. – 932 с.
  5. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва : Изд-во восточной литературы, 1963. – 475 с.
  6. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – Москва ; Ленинград, 1962. – 435 с.
  7. Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Москва : Лабиринт, 1999. – 638 с.
  8. Липец Р. С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. – Москва : Наука, 1984. – 263 с.
  9. Баркова А. Л. Работы по общей мифологии: Образ хромого кузнеца в мифологии. URL: http://mith. ru (дата обращения: 05.10.2015)
  10. Татар халык дастаны. Идегәй. – Казан, 1994. – 274 б.
  11. Ахметзянов М. И. Эхо веков. 2006. – № 2. – Б. 173-179; 2007. – № 1. – Б. 202-208; 2007. – № 2.
  12. Мухаметзянова Л. Х. Некоторые вопросы изучения «Кахармана катил», эпического достояния ка- занских татар. // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 4 (295). Филология. Искусствоведение. Вып. 75. – С. 79-81.

Литература

-
Опубликован
2016-03-30
Как цитировать
ГАЙФУТДИНОВА, Р. (2016). НЕКОТОРЫЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ БАТЫРА В ЭПОСЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", 51-57. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/epos/article/view/35
Раздел
СТАТЬИ