МОТИВ УНИЧТОЖЕНИЯ ЧУДОВИЩА АБААСЫ В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С БУРЯТСКИМ ЭПОСОМ

  • Анастасия Анатольевна БОРИСОВА, harantaby@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Ключевые слова: эпос, якутский, бурятский, олонхо, улигер, мотив, уничтожение врага, противник, чудовище абаасы, чудовище мангадхаи, сравнительный анализ

Аннотация

Рассматривается мотив уничтожения чудовища абаасы якутского олонхо в сравнительном анализе с бурятским улигером. Якутским материалом послужили тексты олонхо, опубликованные в «Образцах народной литературы якутов» Э. К. Пекарского (1907-1918). Бурятским источником были выбраны разные версии улигера «Гэсэр», изданные в 1960-1968 гг. Сюжет поединка героя со своим противником является кульминационным моментом в содержании обоих эпосов. Разумеется, главный герой всегда побеждает антагониста, ведь в этом и смысл героического эпоса. Мотивный фонд с описанием уничтожения врага является таким же кардинальным, как и мотив поединка. Смертельно опасный враг погибает от рук главного героя олонхо, но полностью не уничтоженное мертвое тело вновь оживает, продолжая творить зло и хаос. Известными исследователями тюрко-монгольского фольклора отмечены общие черты олонхо и улигера (В. М. Жирмунский, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, И. В. Пухов, Г. У. Эргис, В. В. Илларионов и др.). Сравнительные работы в сфере тюрко-монгольской фольклористики продолжают вызывать интерес и требуют исследования с разных сторон. Сопоставительное изучение мотива уничтожения чудовищ якутского и бурятского эпосов еще не проводилось. Целью исследования является определение мотива уничтожения врагов героя якутского олонхо с описанием сходств и различий с бурятским эпосом. В работе использована методология текстологического анализа с применением описательного и сравнительного методов. Автором выявляется несколько общих моментов в исследуемом мотиве: способы сожжения трупа; воскрешение чудовища от останков тел; способ захоронения коня вместе с чудовищем. Победа главного героя и уничтожение чудовища показывает идею справедливости, превосходства добра над злом, светлой силы над темной. А в способности чудовища абаасы быть бессмертным заложена философская идея вечной борьбы добра и зла, которая остается неизменной и по сей день. Схожесть мотивов якутского и бурятского эпосов способствовала решению расширить исследовательский материал, привлечь эпические тексты других тюрко-монгольских народов.

 

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

 

Литература

  1. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1. – Якутск : Кн. изд-во. – 1992. – 415 с.
  2. Окладников А. П. Открытие Сибири. – Новосибирск : Западно-Сибирское кн. изд-во, 1982. – 208 с.
  3. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса : ранние формы и архаические памятники. – Москва : Наука, 1963. – 460 с.
  4. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск : Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  5. Неклюдов С. Ю. Душа убиваемая и мстящая // Труды по знаковым системам. – VII, № 394. – Тарту : ТГУ, 1975. – С. 65-75.
  6. Дампилова Л. С. Сюжет о богатырском сражении в бурятских версиях эпоса о Гэсэре // Научный диалог. – 2020. – № 7. – С. 241-253. – DOI : 10.24224/2227-1295-2020-7-241-253.
  7. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. – Москва : Российская политическая энциклопедия, 1993. – 736 с.
  8. Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. – С. 552.
  9. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Якутск : Бичик, 2008. – 400 с.
  10. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – Москва : Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
  11. Образцы народной литературы якутов : [в 5 вып.] Вып. 1 / Под ред. Э. К. Пекарского. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1907. – 80 с. (На якутском и русс. яз.).
  12. Худяков И. А. Образцы народной литературы якутов. Вып. 1 : Сказки. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1913. – 190 с. (На якутском и русс. яз.).
  13. Абай Гэсэр-Хубун : Эпопея : (Эхирит. булагат. вариант) / Записан Ц. Жамцарано у сказателя Маншута Имегенова. – Улан-Удэ : [б. и.], 1961. – 231 c. (На бурятском и русс. яз.).
  14. Гэсэр. Бурятский героический эпос. – Москва : Худ. лит-ра, 1968. – 284 с.
  15. Ястремский С. В. Образцы народной литературы якутов / Ред. В. Л. Комаров. – Ленинград : Изд-во АН СССР, 1929. – 226 с.
Опубликован
2020-09-30
Как цитировать
БОРИСОВА, А. (2020). МОТИВ УНИЧТОЖЕНИЯ ЧУДОВИЩА АБААСЫ В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО В СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ С БУРЯТСКИМ ЭПОСОМ. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (3(19), 118-124. https://doi.org/10.25587/c2037-7658-4383-w
Раздел
СТАТЬИ