ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ В ЭВЕНКИЙСКОМ ЭПОСЕ (к вопросу о локально-региональных особенностях)

  • Маргарита Прокопьевна ЯКОВЛЕВА, ayakchan@mail.ru Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
Ключевые слова: эпос, фольклор, героические сказания, нимнгакан, эвенки, тип эпического героя, богатырь, образ, локальные особенности, мифологический образ

Аннотация

В статье анализируется эпический герой эвенков «байкальского региона» в сравнении с героем сказаний восточных эвенков. Изучение проблемы локальных традиций героического эпоса эвенков считается весьма актуальным направлением в современной эвенкийской фольклористике. Научные исследования, связанные с эпосом эвенков «байкальского региона» незначительны. Связано это, в первую очередь, с немногочисленностью публикаций эпоса эвенков указанного региона, во-вторых, с фрагментарностью материалов и отсутствием отдельных текстов на языке оригинала (эвенкийском). Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые дан обобщенный анализ по регионально-локальным особенностям типа эпического героя. Целью исследования является анализ типа богатыря в героических эпосах двух региональных групп: «байкальских» и восточных эвенков. Для решения поставленных задач автором использованы типологический и сравнительный методы. В результате анализа, автор приходит к следующим выводам: стереотипом главного героя в эпосе восточных эвенков является одинокий герой, который родился на только что возникшей средней земле «Дулин Буга». Ему свойственны черты человека-одиночки: живет в начале сотворения мира; не знает своего происхождения; является пешим охотником; не имеет никакого хозяйства; сам строит себе жилище и создает предметы своей культуры. В эпосе эвенков «байкальского региона» герой является лучшим представителем своего рода, племени, имеет родителей и родственников. Отличительной особенностью типа героя-богатыря эвенков «байкальского региона» является не одиночество героя. В героических сказаниях указанного региона богатыри борются с реальными, земными врагами, которые сами приходят с различными враждебными намерениями. Эпос эвенков «байкальского региона» представляет более позднюю эпоху, где обозначается социальная организация общества. В ходе анализа выявлены общие черты в сказаниях баунтовских эвенков и в эпосе охотских эвенов. Однако этот результат требует дальнейшего сопоставительно-сравнительного исследования.

 

Литература

  1. Варламова Г. И. Героические сказания эвенков Байкальского региона // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов : проблемы сохранения и исследования : материалы III Международной научной конференции, посвященной 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15-16 сентября 2016 г.). – Элиста : КИГИ РАН, 2016. – С. 83-87.
  2. Эвенкийские героические сказания / cост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – 392 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На эвенкийском и русс. яз.)
  3. Варламова Г. И. Эвенкийский нимнгакан (миф и героическое сказание). – Якутск : Северод, 2000. – 140 с.
  4. Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. – Новосибирск : Наука, 2002. – 376 с.
  5. Сказания восточных эвенков / сост. Г. И. Варламова, А. Н. Варламов. – Якутск : ЯФ ГУ изд-во СО РАН, 2004. – 235 с. (На эвенкийском и русс. яз.)
  6. Варламова Г. И. Женская исполнительская традиция эвенков : (по эпическим и другим материалам фольклора). – Новосибирск : Наука, 2008. – 230 с. – (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ; Т. 19). (На эвенкийском и русс. яз.)
  7. Типы героических сказаний эвенков / сост. Г. И. Варламова, А. Н. Мыреева. – Новосибирск : Наука, 2008. – 228 с. – (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ; Т. 20). (На эвенкийском и русс. яз.)
  8. Варламов А. Н. Специфика историзма в фольклоре эвенков. – Санкт-Петербург : Лань, 2018. – 308 с.
  9. Яковлева М. П. Специфика эвенкийских героических сказаний в творчестве сказителей рода Бута. – Воронеж : Ковчег, 2018. – 164 с.
  10. Василевич Г. М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. – Ленинград : Изд-во ин-та народов Севера, 1936. – 290 с. (На эвенкийском и русс. яз.)
  11. Воскобойников М. Г. Эвенкийский фольклор : учеб. пособие для педучилищ. – Ленинград : Просвещение, – 339 с.
  12. Варламов А. Н. Исторические образы в эвенкийском фольклоре. – Новосибирск : Наука, 2009. – 96 с.
  13. Дулин Буга Торгандунин – Торгандун Среднего мира / сост. А. Н. Мыреева. – Новосибирск : Наука, 2013. – 856 с. – (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ; Т. 31). (На эвенкийском и русс. яз.)
  14. Георги И. Тунгусское сказание // Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / cост. Г. М. Василевич. – Ленинград : Изд-во ин-та народов Севера, 1936. – С. 233-235.
  15. Фольклор эвенков Прибайкалья / cост. М. Г. Воскобойников. – Улан-Удэ : Бурятское кн. изд-во, 1967. – 184 с. (На эвенкийском и русс. яз.)
  16. Фольклор эвенков Якутии / cост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. – Ленинград : Наука, 1971. – 330 с. (На эвенкийском и русс. яз.)
Опубликован
2020-06-29
Как цитировать
ЯКОВЛЕВА, М. (2020). ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ В ЭВЕНКИЙСКОМ ЭПОСЕ (к вопросу о локально-региональных особенностях). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (2(18), 98-106. https://doi.org/10.25587/x3098-7506-5670-n
Раздел
СТАТЬИ