ШАХНАМЭ И НАРТОВСКИЙ ЭПОС ОСЕТИН: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СИМВОЛА

  • Мир-Джалал-эедин КАЗЗАЗИ, mjkazzazi@yahoo.com Университет им. Аламе Табатабаи
  • Диана Вайнеровна СОКАЕВА, soigsi@mail.ru Владикавказский научный центр РАН
  • Овранг ИЗАДИ, abifarna@yahoo.com Университета им. Аламе Табатабаи
Ключевые слова: Нартовский эпос, Шахнамэ, Фирдоуси, перо, осетины, генезис, типология, Ахшартаггата, сказка, народная версия Шахнамэ, архетип

Аннотация

Сравнительное изучение двух эпических памятников народов, которые генетически связаны друг с другом, Шахнамэ и Нартовского эпоса осетин, ‒ интересная и сложная задача, т. к. общие черты могут быть и типологического характера. Изучение общности и различий между этими разноуровневыми эпическими памятниками насчитывает более ста лет (В. Ф. Миллер, А.Б. Кубалов, Б. А. Алборов, М. Иштванович, Х. Г. Короглы, Д. С. Раевский, Л. А. Чибиров, А. В. Дарчиев, Э. Б. Сатцаев, Ю. А. Дзиццойты, К. Ю. Рахно и др.); тем не менее, детально сравнительная работа по выявлению соответствий в частности символов не проводилась. Исследование Нартовского эпоса осетин (первичного фольклорного текста) и Шахнамэ (вторичного, литературного эпоса) с использованием сравнительно-исторического и структурно-семантического методов позволило реконструировать общеиранские элементы художественной системы на всех уровнях, в частности, на уровне символа. Рассмотрены варианты функционирования «пера» в нартовском эпосе осетин, литературной версии Шахнаме Фирдоуси, народных сказочных вариантах. Привлечение сказок иранских народов позволило выявить степень распространения изучаемого символа. Сравнение чудесного объекта пера/крыла в двух иранских эпосах показало следующий результат: использование чудесного пера в Шахнамэ и Нартовском эпосе осетин не является одинаковым; его предназначение в этих произведениях отличается по ряду признаков. Выявлена архетипическая схема, лежащая в основе функциональной схожести «пера» в двух иранских эпических памятниках ‒ это разделение мифологического пространства художественного текста, проявленное в ситуации с пером чудесной птицы, на три зоны по вертикали; зооморфная и антропоморфная маркировка этих трех зон птицей, человеком (эпическим героем) и водным существом. Вариативность мифологического элемента, пера/крыла, в Шахнамэ и Нартовском эпосе осетин, не исключает давнюю историческую и генетическую связь между аланами-осетинами и остальными иранцами. Предпринятое исследование открывает перспективу рассмотрения других элементов общеиранской мифологической картины мира, в частности, объектов водного мира, привязанных к центру мифологического пространства.

 

Литература

  1. Миллер В. Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. I‒VIII. – Москва : А. А. Левенсон, 1892. ‒ 69 c.
  2. Кубалов А. З. Песни кавказских горцев. Герои-нарты. – Владикавказ : Типо-литография З. И. Шувалова, 1906. ‒ 195 с.
  3. Гoстиева Л. К. История изучения нартовского эпоса // Нартоведение в XXI веке : современные парадигмы и интерпретации. – 2017, вып. 4. – С. 5-17.
  4. Кубалов А. З. К вопросу о происхождении нартовских песен // Известия Осетинского НИИ краеведения. – 1925, вып. 1. – С. 379-382.
  5. Цориева И. Т. Историографический аспект вопроса о происхождении эпоса // Нартоведение в XXI веке : современные парадигмы и интерпретации. – 2017, вып. 4. – С. 18-24.
  6. Алборов Б. А. Ингушское «Гальерды» и осетинское «Аларды» // Алборов Б. А. Некоторые вопросы осетинской мифологии. – Орджоникидзе : Ир, 1979. – С. 52-141.
  7. Иштванович М. Грузино-иранская народная книга и осетинское героическое сказание // Мацнэ. Cерия языка и литературы. – 1978, № 1. – С. 67-79.
  8. Короглы Х. Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. – Москва : Наука, 1983. ‒ 336 с.
  9. Раевский Д. С. Мир скифской культуры. – Москва : Языки славянских культур, 2006. ‒ 600 с.
  10. Чибиров Л. А. Еще раз о первоначальном ядре Нартиады // Известия СОИГСИ. – 2019, № 31 (70). – С. 17-28. – DOI: 10.23671/VNC.2019.70.27626.
  11. Вертиенко А. В. Образ вепря в иранской традиции // Stratum plus. – 2014, № 3. – С. 271-280.
  12. Сатцаев Э. Б. Нартовский эпос и иранская поэма «Шахнамэ» (сходные сюжетные мотивы). – Владикавказ : ИПО СОИГСИ, 2008. ‒ 156 с.
  13. Дзиццойты Ю. А. К этимологии этнонимов Alan и Allon // Вопросы ономастики. – 2019. – Т. 16, № 2. – С. 232-258. – DOI: 10.15826/vopr_onom.2019.16.2.024.
  14. Сокаева Д. В., Шафаги М. Образ персидского Симурга в осетинском фольклоре // Известия СОИГСИ. – 2019, вып. 33 (72). – С. 149-159. – DOI: 10.23671/VNC.2019.73.43114.
  15. Дарчиев А. В. Скифский военный культ и его следы в осетинской Нартиаде. – Владикавказ : ИПО СОИГСИ, 2008. ‒ 306 с.
  16. Рахно К. Ю. «Земля незнаема» и иранский субстрат «Слова о полку Игореве» // Studia mythologica slavica. – 2014, т. 17. – С. 91-134.
  17. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. – Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. ‒ 800 с.
  18. Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. – Ленинград : Наука, 1978. – 184 с.
  19. Нартовские сказания. Эпос осетинского народа. Т. 1. – Владикавказ : Иристон, 2003. ‒ 592 с. (На осетинском яз.).
  20. Фирдоуси. Шахнаме. Т. 1. От начала поэмы до сказания о Сохрабе / Подг. Ц. Б. Бану и др. – Москва : Изд-во АН СССР, 1957. ‒ 676 с.
  21. Фирдоуси. Шахнаме. Т. 4. От царствования Лохраспа до царствования Искендера / Подг. Ц. Б. Бану и др. – Москва : Наука, 1969. ‒ 458 с.
  22. Геродот. История в девяти книгах. – Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1972. ‒ 600 с.
  23. Сокаева Д. В. Фигура медиатора в осетинском фольклоре (образ девушки-птицы в сказочной и несказочной прозе) // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010, № 22 (203). – С. 115-119.
  24. Туаллагов А. А. Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин. – Владикавказ : Изд-во СОГУ, 2001. ‒ 305 с.
  25. Дарчиев А. В. Мать донбеттыров (об одном персонаже осетинской Нартиады) // Современные проблемы науки и образования. – 2013, № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9119 (дата обращения : 27.02.2020).
  26. Дзиццойты Ю. А. Нарты и их соседи. Географические и этнические названия в нартовском эпосе. – Владикавказ : Алания, 1992. ‒ 278 с.
  27. Марр Н. Я. Ossetica-Japhetica. I. Фaqonď-ı осетинских сказок и яфетический термин Фaskund «маг», «вестник», «вещая птица» // Известия Российской Академии наук. – 1918. – Серия 6. – С. 2069-2100.
  28. Персидские народные сказки / Сост. М.-Н. Османов. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1987. ‒ 504 с.
  29. Курдские народные сказки / Зап. текстов, пер., предисл. и примеч. М. Б. Руденко. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1970. ‒ 248 с.
  30. Курдские сказки, легенды и предания / Сост., зап. и пер. Ордихане Джалила, Джалиле Джалила, Зине Джалил. – Москва : Наука, 1989. ‒ 624 с.
  31. Сказки и легенды Систана / Сост. и коммент. А. Л. Грюнберга и И. М. Стеблина-Каменского. – Москва : Наука, 1981. ‒ 271 с.
  32. Золотая птица : Сказки народов Востока / Сост. Н. Ю. Чалисова ; Пер., предисл. и коммент. М.-Н. О. Османова – Москва : Московский рабочий, 1989. ‒ 542 с.
  33. Сказки, басни и легенды белуджей / Сост. и пер. с англ. А. Е. Порожнякова. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1974. ‒ 174 с.
  34. Сказки народов Памира / Сост. и коммент. А. Л. Грюнберга и И. М. Стеблина-Каменского. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1976. ‒ 536 с.
  35. Бертельс А. Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV веков (Слово, изображение). – Москва : Восточная литература, 1997. ‒ 422 с.
Опубликован
2020-03-28
Как цитировать
КАЗЗАЗИ, М.-Д.-э., СОКАЕВА, Д., & ИЗАДИ, О. (2020). ШАХНАМЭ И НАРТОВСКИЙ ЭПОС ОСЕТИН: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ СИМВОЛА. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (1(17), 23-31. https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.17.58363
Раздел
СТАТЬИ