ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ РАКУРСЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОЛОНХО

  • Прасковья Васильевна Сивцева-Максимова, smpv50@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Ключевые слова: жанровая эстетика эпоса, олонхо П. А. Ойунского, семантика сюжетов, структурный анализ, эпическая обрядность, этнографический контекст, образ поэтика олонхо, исполнительское мастерство, сравнительный анализ, фольклор

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена повышением интереса к новым ракурсам осмысления художественных особенностей якутского эпоса – олонхо. В статье особое значение отводится признанным работам известных исследователей устного эпического наследия народа саха. Цель освещения методологии их работ – стремление выявить обоснованные научные подходы к типологической систематизации якутского эпоса на основе структурного анализа сюжетов и образов олонхо; раскрыть аргументированные идеи комплексных исследований, представленных в монографиях И. В. Пухова, Н. В. Емельянова, А. И. Решетниковой, Д. Т. Бурцева как системное углубление анализа текстов устной традиции. В этих аспектах выявляется специфика художественной основы олонхо, что обосновывается в исследованиях как представление классификации сюжетов, устоявшейся систематизации основных образов, комплексного типологического изучения единства плана эпического содержания и плана устного выражения. Основные положения исследований якутских ученых аргументируются в свете теоретических вопросов и фундаментальных проблем в работах Аристотеля, Г. Ф. В. Гегеля, А. Н. Веселовского, Е. М. Мелетинского по эстетике и поэтике словесности. Результаты исследования расширяют возможности комплексного изучения эпоса, не исключающего присутствия научных дискуссий. Перспективы комплексного исследования олонхо заключаются в том, что в этих работах раскрываются в полифоническом согласии и в функциях равенства художественные основы текстов древнего устного бытования. Это условность в отражении действительности, внутренняя завершенность целостного раскрытия идеи; оригинальность, которому нельзя научиться; уникальность, равная всеобщности; изначальная естественная адресованность слушателям, что можно приравнивать художественным основам олонхо как одного из образцов самобытного эпического сказания. В статье приводятся дискуссии филологов по вопросам жанра, образов, сюжета и композиции олонхо. Раскрываются аргументированные положения и выводы исследователей по проблемам типологического и сравнительного изучения сказаний. Это вопросы структурного анализа текстов; определения значения музыкальной части олонхо и функции ритуальных описаний.

Благодарности: Исследование проведено в рамках гранта РФФИ, проект № 19-012-00467 а «Источниковедческие аспекты изучения роли христианской культуры в становлении якутской письменности и литературы»

 

Литература

  1. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Изд. Кулагиной, 2008. – 358 с.
  2. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск: Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  3. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание // Сочинения в 7 т. Т. 7. – Якутск: Кн. изд-во, 1962. – С. 128-194.
  4. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание // Сб. трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ». Вып. 1 (4). – Якутск, 1927. – С. 98-139.
  5. Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 2. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. – СПб.: Типография Императорской АН, 1878. – 242 с.
  6. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Ленинград: Наука, 1969. – 441 с.
  7. Серошевский Л. В. Якуты. Опыт этнографического исследования. Т. 1. – СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1896. – 720 с.

8.                        Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т. 1-3. – М.: АН СССР. 1959. – Стлб. 3858.

  1. Бурцев Д. Т. Якутский эпос олонхо как жанр. – Новосибирск: Наука, 1998. – 85 с.
  2. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 372 с.
  3. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. – Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1937. – 416 с.
  4. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. – М.: Наука, 1990. – 175 с.
  5. Антонов Н. К. Материалы по исторической лексике якутского языка. –Якутск: Кн. Изд-во, 1971. – 176 с.
  6. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – М.: «Восточная литература» РАН, 2004. – 462 с.
  7. Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутское олонхо. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2004. – 326 с.
  8. Пухов И. В. Олонхо – древний эпос якутов // Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский. Перевел на русский язык Владимир Державин. – Якутск: Кн. изд-во, 1975. – С. 411-422.
  9. Пухов И. В. Олонхо – древний эпос якутов. – Якутск: Сайдам, 2013. – 48 с.
  10. Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб.: Азбука, 2000. – 347 с.
  11. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. – М.: Искусство, 1968. – 312 с.
  12. Тиливалди Алимжан. Древнетюркский книжный стих. – Алматы: Университет имени Абая, 2002. – 228 с.
  13. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М.: Наука, 1983. – 248 с.
  14. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск: Наука, 2000. – 192 с.
  15. Решетникова А. П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. – Якутск: Бичик, 2005. – 408 с.
  16. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: РОССПЭН, 2006. – 685 с.
  17. Решетникова А. П. Олоҥхо уонна төрүт култуура: сиэр-туом, ырыа-тойук алтыһыылара. – Якутск: РИО медиа-холдинг, 2016. – 390 с. (на якутском яз.)
Опубликован
2019-12-28
Как цитировать
Сивцева-Максимова, П. (2019). ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ РАКУРСЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОЛОНХО. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", (4(16), 22-30. https://doi.org/10.25587//SVFU.2019.16.44310
Раздел
СТАТЬИ