СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЛОНХО ЦЕНТРАЛЬНОГО, ВИЛЮЙСКОГО, СЕВЕРНОГО РЕГИОНОВ (на материале текстов олонхо «Ёлбёт Бэргэн», «Кёр Буурай» и «Кётёр Мюлгюн»)

  • Антонина Федоровна КОРЯКИНА, aitalilen@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Ключевые слова: эпос, олонхо, эпическая культура, сказительские традиции, территория бытования олонхо, региональные отличия, локальные традиции, образы, сюжет, мотивы.

Аннотация

В бытовавшем в устной форме якутском героическом эпосе издавна сохранялись и передавались утвердившиеся темы, традиционный состав героев, каноны сюжета, композиции в содержании, постоянные стилистические формулы в языке. Однако сколько было олонхо, столько они были разные, и тем они привлекали слушателей, знатоков устного народного творчества, исследователей. Каждый олонхосут мог обогатить установленное содержание олонхо разными приключениями богатырей, основной традиционный образный состав – героями с новыми именами, украсить постоянные языковые формулы новыми художественно-выразительными средствами или могли что-то пропустить, упростить. Изучая отличия текстов якутских олонхо, принадлежащих разным регионам, исследователи якутской фольклористики утверждают, что олонхо, в зависимости от территории бытования, имеет региональные особенности. Так фольклористами признано существование трёх территориальных традиций – центральной, вилюйской и северной. Феномен устойчивости региональных особенностей якутского олонхо в науке до сих пор остается быть актуальным. В статье ведется сравнительный анализ олонхо трех регионов на примере олонхо центрального региона «Ёлбёт Бэргэн», олонхо вилюйского региона «Кёр Буурай», олонхо северного региона «Кётёр Мюлгюн» с целью выявления их отличий, особенностей, внесения дополнительных предположений в подтверждение ранее выявленных исследователями утверждений. Результаты анализа методом сравнения привели к выводу, что олонхосуты всех трех регионов следуют образцу сюжетно-композиционной структуры якутского эпоса олонхо, так в их олонхо присутствуют мотивы древних олонхо, как описаний героических походов богатырей айыы ради спасения девушек айыы, их сражений с богатырями абаасы, победы, сватовства на спасенной женщине, возвращения на родину со славой победителя, устройства праздика уруу-свадьбы в честь победителей и др. Отсутствие мотивов образования трех миров, установления Среднего мира для жизни племени ураангхай саха, назначения богатыря айыы божествами защитником айыы аймага дает возможность предположить, что во всех регионах бытования олонхо постепенно идет упрощение некоторых древних мотивов олонхосутами более позднего периода.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00505 (а).

 

Литература

  1. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск: Наука, 2014. – 160 с.
  2. Илларионов В. В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. – Новосибирск: Наука, 2006. – 189 с.
  3. Илларионов В. В. Олонхо – эпическое наследие народа саха. – Новосибирск: Наука, 2016. – 344 с.
  4. Илларионов В. В. Орто Халыма олоҥхоһуттарын үгэстэрэ // Орто Халыма олоҥхолоро. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 278 с. (на якутском яз.)
  5. Кузьмина А. А. Верхоянская традиция олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015, № 1 (43). Ч. 2. – С. 113-115.
  6. Ларионова А. С. Региональные особенности традиционных песен якутов // Г. В. Ксенофонтов: Возвращение к себе: cб. науч. ст. – Якутск: ИГИ АН РС (Я), 1998. – С. 100-104.
  7. Никифорова В. С. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дисс. … канд. иск. – СПб., 1994. – 16 с.
  8. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: автореф. дисс. … к. филол. н. – Якутск, 2015. – 22 с.
  9. Илларионова Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» (сравнительный анализ разновременных записей): автореф. дисс. … к. филол. н. – Улан-Удэ, 2006. – 17 с.
  10. Корякина А. Ф. Эпические традиции и особенности в сюжетной структуре олонхо Д. М. Слепцова «Кётёр Мюлгюн» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. – 2016, № 3. – С. 44-48. doi: 25587/SVFU.2016.3.10866
  11. Львова С. Д. Устойчивые сравнения в описании богатыря северных олонхо // Человеческий ресурс как фактор развития Арктики и северных территорий [электронный ресурс]: сб. материалов Международной научно-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов (Якутск, 29-30 ноября 2018 г.). – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. – С. 58-61. doi: 10.25587/SVFU.2016.310866
  12. Ёлбёт Бэргэн // Олонхосуты Джюлейского наслега. – Якутск: ИГИиПМНС, 2013. – C. 15-64. – (Образцы народной литературы якутов, собранные Э. К. Пекарским). (на якутском яз.)
  13. Емельянов Н. В. Cюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. – 192 с.
  14. Александров Н. С. Көр Буурай. – Дьокуускай: Бичик, 2014. – 336 с. (на якутском яз.)
  15. Слепцов Д. М. Көтөр Мүлгүн: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 128 с. (на якутском яз.)
  16. Филиппова Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика. – Якутск: Сахапечать, 2016. – 104 с.
  17. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка: в 3 т. Т. 2. 2-е изд. – М.: АН СССР, 1959. – Стлб. 1281-2508.
  18. Анисимов Р. Н. Сравнительный анализ эпических антропонимов вилюйского региона // Вестник Северо Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. – 2016, № 4 (04). – С. 74-91. doi: 25587/SVFU.2016.4.10859
  19. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
Опубликован
2019-09-27
Как цитировать
КОРЯКИНА, А. (2019). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЛОНХО ЦЕНТРАЛЬНОГО, ВИЛЮЙСКОГО, СЕВЕРНОГО РЕГИОНОВ (на материале текстов олонхо «Ёлбёт Бэргэн», «Кёр Буурай» и «Кётёр Мюлгюн»). Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия "Эпосоведение"., 88-98. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.15.36602
Раздел
СТАТЬИ