К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ КАЛМЫЦКОЙ БОГАТЫРСКОЙ СКАЗКИ И ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР»

  • Байрта Барбаевна МАНДЖИЕВА, mmbairta@yandex.ru Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
Ключевые слова: калмыцкий фольклор, богатырская сказка, герой, богатырь, эпос «Джангар», героическое сватовство, мотив бездетности, мотив вымаливания у святых наследника, мотив рождения наследника, страна Бумба.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению некоторых мотивов калмыцкой богатырской сказки и калмыцкого героического эпоса «Джангар». Автором рассмотрены такие традиционные мотивы как, мотив бездетных старика и старухи, мотив чудесного рождения, который взаимосвязан с последующим мотивом вымаливания у святых сына-наследника. Защитник рода-племени богатырской сказки в калмыцком героическом эпосе «Джангар» преображается в наследника эпического властелина. Композиционные приемы и эпизоды, повествующие о рождении героя-наследника, сына Джангара, нареченного Шовшуром, свидетельствуют о том, каких вершин достигали в своем творчестве калмыцкие джангарчи. Тема продолжения рода получает качественно новое освещение в разрешении государственных задач, от вопроса престолонаследия переходит к проблеме возрождения Бумбайской страны. Калмыцкие джангарчи отказались от прямолинейной разработки традиционного мотива бездетности, потому как прямое повторение не соответствовало бы характеру эпического героя. Ряд мотивов калмыцкой богатырской сказки проливает свет на разгадку некоторых неясностей, загадок повествования в тексте эпических песен, потому как истинный глубинный смысл происходящего возможно обнаружить в сказочном сюжете, где биографическая форма повествования обусловила связь всех его звеньев, мотивов, ситуаций.

В результате изучения мотивов автор приходит к выводу, что традиционный сказочный мотив бездетности с последующим мотивом вымаливания сына-наследника, а также мифологический мотив рождения наследника у престарелой героини в калмыцком эпосе «Джангар» трансформируется и сменяется на образ героя-спасителя Бумбайской страны.

Литература

  1. Борджанова Т. Г. О взаимосвязи эпоса «Джангар» и богатырских сказок // «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов: матер. Всесоюз. конф. Элиста, 17-19 мая. 1978 г. – Москва: Наука, 1980. – С. 214-219.
  2. Борджанова Т. Г. Калмыцкая богатырская сказка // Актуальные проблемы народов Северного Кавка- за и Дагестана: тезисы докладов и сообщений регион. науч. конф. Махачкала, 18-20 ноября 1987 г. – Ма- хачкала, 1987. – С. 39-40.
  3. Мутляева Б. Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе // Типологические и художественные особенности «Джангара». – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1978. – С. 51-62.
  4. Мутляева Б. Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и в калмыц- ком эпосе «Джангар» // Эпическая поэзия монгольских народов. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. – С. 43-49.
  5. Сарангов В. Т. Поэтическая структура калмыцких богатырских сказок и их соотношение с эпиче- ским жанром // «Джангар» и проблемы эпического творчества: тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. – Элиста, 1990. – С. 55-57.
  6. Сарангов В. Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. – 108 с.
  7. Манджиева Б. Б. К вопросу изучения калмыцких богатырских сказок // XLIV Международная фило- лог. научн. конф. Санкт-Петербург, 10-15 марта 2015 г.: тезисы докладов. – Санкт-Петербург: Филологиче- ский факультет СПбГУ, 2015. – С. 741-742.
  8. Манджиева Б. Б. Конь героя в калмыцкой богатырской сказке и в героическом эпосе «Джангар» // Современные проблемы науки и образования. – Москва, 2015. – № 1. – С. 890. URL: http://www.scienceeducation.ru (дата обращения: 29.05.2015)
  9. Кичиков А. Ш. Архаические мотивы происхождения героя и их трансформации в версиях «Джанга- ра» // Учитель, ученый, просветитель. Профессор А. Ш. Кичиков [Текст]: проект Калмыцкого универси- тета. – Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2008. – С. 131-163.
  10. Путилов Б. Н. Об эпическом подтексте (на материале былин и юнацких песен) // Славянский фоль- клор. – Москва: Наука, 1972. – С. 4-16.
  11. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – Ленинград: Гослитиздат. Ленингр. отд-ние, 1940. – 649 с.
  12. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент. – Типологические исследования по фоль- клору. – Москва: Наука, 1975. – С. 144-182.
  13. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. – Москва: Изд. вост. лит., 1960. – 335 с.
  14. Хальмг туульс / Сост. А. Ц. Бембеева, Ц.-Д. Номинханов. Т. 2. – Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1968. – 266 с.
  15. Ramstedt G. J. Kalmckische Sprachoben. Kalmuckische Marchen. – Helsinki, 1919. – Р. 184-211.
  16. Джангар. Калмыцкий героический эпос / сост. А. Ш. Кичиков ; ред. Г. И. Михайлов. – Москва: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1978. – Т. 1. – 441 с.
  17. Никифоров Н. Я. Собрание сказок алтайцев с примеч. Г. Н. Потанина // Зап. ВСОРГО. – Омск, 1915. – Т. XXXVII. – 293 с.
  18. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград: Наука, 1974. – 726 с.
  19. Хальмг туульс. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1979. – 160 с.
  20. Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. – Москва: Восточная литература, 1992. – 320 с.
Опубликован
2016-03-30
Как цитировать
МАНДЖИЕВА, Б. (2016). К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ КАЛМЫЦКОЙ БОГАТЫРСКОЙ СКАЗКИ И ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР». Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", 44-50. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/epos/article/view/25
Раздел
СТАТЬИ