Сравнительный анализ сюжетно-композиционной структуры тюркских эпосов

(на примере якутского олонхо и шорского эпоса)

  • Ольга Ксенофонтовна ПАВЛОВА, olga-ksento@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.
Ключевые слова: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

Аннотация

Аннотация. В данной статье рассмотрены героические эпосы якутского и шорского народов. Перед нами стоит цель изучить сюжетно-композиционную структуру текстов олонхо северо-восточной традиции якутов и шорских эпосов в сравнительном аспекте. Материалом для исследования послужили 14 текстов и сюжетов олонхо северо-восточной традиции якутов и 3 текста шорского эпоса из репертуара сказителя В. Е. Таннагашева. В основном, сюжетно-композиционная структура тюркских эпосов состоит из вступления, завязки, развития действия, кульминации, развязка и заключительной части. Сюжеты олонхо северо-восточной традиции якутов и эпос шорцев разделяются на три части: вступительная, основная и заключительная. Во вступительной части олонхо исследуемой традиции и шорского эпосов не характерно космогоническое начало, что является чертой архаических эпосов. Вступительная часть шорских эпосов отличается краткостью описаний. В этих текстах лишь упоминаются природа, народ и золотой дворец, где живет главный герой. В отличии от шорского эпоса, во вступительной части олонхо северо-восточной традиции подробно описываются жилище главного героя, дворовые постройки, его богатство, природа и священное дерево Аал Луук мас. Основная часть олонхо северо-восточной традиции состоит из простой, сложной и полной сюжетно-композиционной структуры. В шорском эпосе характерно только простая и сложная сюжетная структура. В заключительной части шорского эпоса характерна трагическая концовка. В этих сюжетах главные герои погибают в конце повествования. В текстах олонхо северо-восточной традиции встречается сюжет, где погибает главный герой. По словам олонхосута данный текст является недоконченным, поэтому данный сюжет имеет трагическую развязку с недоконченной концовкой. Сравнительный анализ сюжетной структуры позволяет сделать следующие выводы: сюжеты олонхо северо-восточной традиции якутов и эпосы шорцев близки друг к другу, но имеют свои особенности. Эти народы имеют родственные связи. Вероятно, что эпосы родственных народов возникли на стыке исторических и духовных контактов.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

Литература

  1. Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутские олонхо. – Якутск: Изд-во СО РАН. Якут. фил., 2004. – 328 с.
  2. Иванов В. Н. Якутский героический эпос Олонхо в контексте сравнительного изучения // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2016. № 1 (1). – С. 22-29. (дата обращения: 01.06.2019).
  3. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – 440 с.
  4. Аммосов К. Х. Аалыа Бэргэн бухатыыр / сост.: П. Х. Слепцова. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 100 с. (на якутском яз.)
  5. Томская Д. А. Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур / сост.: В. В. Илларионов, В. С. Никифорова. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2011. – 376 с. (на якутском яз.)
  6. Шорский фольклор / Записи, пер., вступ. ст. и прим. Н. П. Дыренковой. – М.-Л.: АН СССР, 1940. – 487 с.
  7. Арбачакова Л. Н. Сказители северной Шории (полевые материалы 1995-2003 гг.) // Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и верхнем Приобье (археология, этнография, устная история), 2017 г.: материалы XIII Международной научно-практической конференции. – Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алтайского гос. ун-та, 2018. – С. 114-118.
  8. Шорский героический эпос. Т. 3: Сыбазын-Олак. Выспоренная Алтын-Торгу. Кара-Хан / Сост., подгот. к изд., статьи, пер. на русс. яз., приложения, примеч. и коммент. Д. А. Функа. Подготовка мастер-диск К. Г. Шаховцова. – Кемерово: ООО «Примула», 2012. – 280 с.
  9. Суразаков С. С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во, 1961 – С. 62-74.
  10. Орус-Оол С. М. Тувинские героические сказания. Текстология, поэтика, стиль. – М.: Макс Пресс, 2001. – 423 с.
  11. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. – Абакан: ООО «Книжное издательство “Бригантина”», 2015. – 170 с.
  12. Нюргун Боотур Стремительный. Якутское олонхо / Текст К. Г. Оросина; Ред., пер., коммент. и вступ. ст. Г. У. Эргиса. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1947. – 410 с.
  13. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
  14. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
  15. Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. – М.: Наука, 1983. – 246 с.
  16. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. – М.: Наука, 1990. – 207 с.
  17. Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. – Новосибирск: Наука, 2000. – 192 с.
  18. Муома олоҥхолоро / Отв. ред. В. В. Илларионов. – Дьокуускай: Бичик, 2004. – 240 с. (Саха боотурдара: 21 т. Т. 4). (на якутском яз.)
  19. Орто Халыма олоҥхолоро / бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 280 с. – (Саха боотурдара: 21 т. Т. 18). (на якутском яз.)
  20. Хаан Дьаргыстай: олоҥхо / хомуйан оҥордо В. В. Илларионов; науч. ред. Т. В. Илларионова. – Дьокуускай: Алаас, 2016. – 232 с. (на якутском яз.)
  21. Өймөкөөн олоҥхолоро / бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В. В. Илларионов, Н. А. Оросина. – Дьокуускай: Бичик, 2017. – 192 с. – (Саха боотурдара: 21 т. Т. 19). (на якутском яз.)
Опубликован
2019-07-05
Как цитировать
ПАВЛОВА, О. (2019). Сравнительный анализ сюжетно-композиционной структуры тюркских эпосов. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия "Эпосоведение"., 96-106. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32184
Раздел
СТАТЬИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)