ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ-ОЛОНХО

  • Василий Васильевич ВИНОКУРОВ, umu_vvv@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
Ключевые слова: эпос, олонхо, концепции пространства и времени, героический эпос, илии, сем, харыс, кюннюк, объективистский подход, субъективистский подход, Аар Кудук Мас.

Аннотация

В статье пространственно-временные представления и образы в якутском героическом эпосе-олонхо рассматриваются с позиций двух основных философских концепций пространства и времени: субстанциональной и реляционной. В отечественной и иностранной философской литературе, в исследованиях эпических произведений специальная работа с привлечением оригинального этнического материала из текстов якутского героического эпоса-олонхо по вопросам пространственно-временных представлений и образов еще не проводилась. В опубликованных текстах олонхо обнаруживаются проявления признаков, черт обеих концепций объективистского подхода, с некоторым преобладанием реляционной концепции пространства и времени. В статье привлекаются примеры из наиболее известных опубликованных текстов олонхо, подтверждающие данный тезис автора. Далее автор утверждает, что некоторые старинные единицы длины и времени не потеряли свой эвристический потенциал и на сегодняшний день для выражения, создания новых ярких, неожиданных образов и смыслов. Речь идет об эвристическом потенциале многих старинных якутских единиц длины и времени таких, как: илии, сём, харыс, былас, тысыкыл, тонг кёс быстынга, кюннюк и т.д. В якутском олонхо мы также находим пространственно-временные представления и образы, выражающие не только количественные, но и качественные характеристики пространственно-временных отношений. В якутском героическом эпосе-олонхо дается качественное описание основных пространственных направлений света: восток, запад, юг, север. Верхний, Средний, Нижний миры якутского олонхо также требуют своего качественного описания. Эпический герой олонхо времена года весну, лето, осень и зиму также определяет качественно, а не количественно.

 

Литература

  1. Нюргун Боотур Стремительный. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1947. – 410 с.
  2. Кюннюк Урастыров. Могучий Дьагарыма. – Москва: Современник, 1990. – 272 с.
  3. Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо. – Москва: Наука, 1985. – 608 с.
  4. Говоров Д. М. Непобедимый Мюльджю Бёгё. Часть 1. – Якутск: Издательство Якутского универси- тета, 2003. – 228 с.
  5. Ядрихинский – Бэдьээлэ П. П. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта. – Якутск: Сайдам, 2011. – 448 с.
  6. Бурнашев – Тонг Суорун И. И. Сын лошади Богатырь Дыырай. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. – 376 с.
  7. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. – Новосибирск: Наука, 1993. – 330 с.
  8. Нюргун Боотур Стремительный. – Якутск: Книжное издательство, 1975. – 431 с.
  9. Винокуров В. В. Пространственно-временные представления в героическом эпосе-олонхо // Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. – 148 с.
  10. Винокуров В. В. Пространственно-временные представления в якутском эпосе-олонхо // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений. Т. 1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – 374 с.
Опубликован
2016-03-30
Как цитировать
ВИНОКУРОВ, В. (2016). ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ-ОЛОНХО. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия "Эпосоведение. Epic Studies", 30-36. извлечено от https://epossvfu.ru/index.php/epos/article/view/23
Раздел
СТАТЬИ