ОБРАЗ КОНЯ БОГАТЫРЯ В СТРУКТУРЕ КОНЦЕПТА «БОГАТЫРЬ – ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (на материале ранних текстов олонхо)

Авторы

  • Алла Евгеньевна БОЖЕДОНОВА, bozhedonova2015@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/v3865-3122-0922-h

Ключевые слова:

эпос; олонхо; ранние записи; концепт; идеальный человек; богатырь; богатырский конь; масти коня; магические свойства коня; национальный характер.

Аннотация

В олонхо в структуре концепта «БОГАТЫРЬ – ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» главным компонентом является «БОГАТЫРЬ», т. к. универсалия идеального человека представлена, прежде всего, через образ богатыря. Однако в якутском традиционном сознании образ богатыря неразрывно связан с его богатырским конём. Цель данного исследования – определение содержания ментальной единицы «КОНЬ» в культуре народа саха как компонента структуры концепта «БОГАТЫРЬ – ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК», транслирующего особенности национального характера и национальную идентичность якутов. Материалом для исследования послужили ранние тексты олонхо Т. В. Захарова – Чээбий «Ала Булкун» (1906), К. Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» (1895). Ранние тексты олонхо транслируют мировоззрение, ценностные установки и этические нормы, определяют национальный характер. В них проявляются идеология и чаяния древних якутов эпохи становления и развития эпического самосознания. В исследовании были использованы системный и описательный методы. В результате изучения установлено, что в рассмотренных ранних текстах олонхо описание коня богатыря по объему намного больше и длиннее, чем в большинстве поздних текстов. Анализ показал, что в ранних текстах олонхо образ коня описан очень красочно и детализированно, он предстаёт крепким, сильным, верным хозяину-богатырю, а также обладает магическими свойствами. Такое содержание культурной универсалии «КОНЬ» складывалось на протяжении веков. Закрепленное в ранних текстах олонхо значение образа коня нашло своё развитие и в текстах современных олонхо. Конь – это один из всеобъемлющих образов, через призму которого можно приблизиться к пониманию якутского национального характера.

Литература

  1. Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность : материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной XII Республиканскому Ысыаху Олонхо-2018 в Алданском районе РС (Я) (г. Алдан, 8–9 декабря 2017 г.) / [редколлегия : А. Н. Жирков и др.]. – Якутск : «Медиа-Холдинг» Якутия, 2018. – 244 с. (На якутском и рус. яз.)
  2. Иванов В. Н. Олонхо – уникальное явление в мировой эпической культуре. – Якутск : Издательский дом СВФУ. – 158 с.
  3. Когнитивная лингвистика и семасиология / составители : А. П. Бабушкин, И. А. Стернин. – Воронеж : Ритм, 2018. – 229 с.
  4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. – Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1996. – 104 с.
  5. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 1. – С. 6–17.
  6. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград ; Архангельск : Перемена, 1996. – С. 3–16.
  7. Карасик В. И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. – Волгоград : Перемена, 2001. – С. 3–16.
  8. Лихачев Д. С. Логический анализ языка. Культурные концепты. – Москва : Наука, 1991. – 204 с.
  9. Ала Булкун бухатыыр = Ала Булкун богатырь / Т. В. Захаров – Чээбий ; [составители : В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова ; перевод А. А. Бурцевой и др.]. – Якутск : Алаас, 2018. – 520 с. (На якутском и рус. яз.)
  10. Нюргун Боотур Стремительный = Дьулуруйар Ньургун Боотур / текст К. Г. Оросина ; под редакцией Г. У. Эргис. – Якутск : Госиздат ЯАССР, 1947. – 409 с. (На якутском и рус. яз.)
  11. Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. – Москва ; Ленинград : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – 435 с.
  12. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. – Ленинград : Наука, 1974. – 727 с.
  13. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Якутск : Бичик, 2008. – 400 с.
  14. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Москва : Лабиринт, 1949. – 336 с.
  15. Лиморенко Ю. В. Масть коня в эпосе: проблемы и особенности перевода // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2018. – № 3. – С. 56–62.

Загрузки

Опубликован

30-12-2021

Как цитировать

БОЖЕДОНОВА, А. Е. . (2021). ОБРАЗ КОНЯ БОГАТЫРЯ В СТРУКТУРЕ КОНЦЕПТА «БОГАТЫРЬ – ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (на материале ранних текстов олонхо). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 105–111. https://doi.org/10.25587/v3865-3122-0922-h

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)