Народная песня – важнейший компонент эпического сказительства туркмен

КУРБАНОВА Джамиля Азимовна 

Министерство культуры Туркменистана, Ашхабад, Туркменистан.

E-mail: j_kourbanova@mail.ru

 

Библиографическая ссылка:

Курбанова Д. А. Народная песня – важнейший компонент эпического сказительства туркмен // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2018. №3 (11). – С. 92-108.  doi:10.25587/SVFU.2018.11.16942

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЭПИЧЕСКОГО СКАЗИТЕЛЬСТВА ТУРКМЕН

Аннотация. Складывавшийся на протяжении тысячелетий духовный и культурный потенциал туркменского народа воплотился в творениях народного творчества, произведениях музыкального и художественного искусства. Яркую страницу в богатом наследии туркмен представляет живая эпическая традиция, носителями которой являются бахши-дестанчи. До сегодняшнего во всех уголках Туркменистана слушатели с большим воодушевлением воспринимают выступления эпических сказителей, в репертуаре которых сохранились многочисленные народные дестаны, а также главы монументальной героической эпопеи «Гёроглы».

Цель статьи – проследить исторические предпосылки зарождения и пути формирования эпических жанров туркмен. Представленный в работе историко-хронологический метод исследования позволяет воссоздать общую панораму развития туркменского эпического сказительства, дать характеристику сказительского искусства в его современном бытовании, а также выявить значение народной песни, являющейся движущей силой туркменских эпосов и дестанов. Эпическая песня концентрирует в себе весь контекст жанра. Суть эпического интонирования проступает в мелодике народной песни и исполнительских особенностях бахши-дестанчи. Отличительная для каждой локальной школы манера исполнения эпоса придает искусству туркменских сказителей стилистическое разнообразие и обогащает его самобытными красками. Стиль каждого дестанчи глубоко индивидуален, вместе с тем, он прочно связан с незыблемыми исполнительскими традициями. При всем стилевом многообразии, структурная основа песен, их месторасположение в сказании и драматургическое развитие, а также традиционные прозаические формулы и поэтические повторы-клише, специфические гортанные украшения исполнителей свидетельствуют о близости устной традиции различных эпических школ. Преемственность основных компонентов музыки и стиля влияет на наследование музыкального напева от наставника, что также говорит о прочной опоре сказителя на складывавшуюся столетиями традицию. Она не препятствует проявлению индивидуального начала, но удерживает исполнителя в четко ограниченном русле. Поэтому, исполнение эпоса считают его воссозданием в пределах музыкально-стилевой традиции. Как видим, развитие эпической песни, а также живое бытование туркменского эпоса движет и поддерживает традиция. Пока есть традиция, существует и эпическое наследие туркмен.

Ключевые слова: эпос, эпическое искусство, легенда, дестан, сказитель, озан, бахши, дестанчи, народная песня, музыкальная драматургия, шелковый путь.

 

Литература

  1. Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» // Книга моего деда Коркута. – М.: АН СССР, 19 – С. 11-44.
  2. Жирмунский В. М., Кононов А. Н. От составителей // Китаби Дедем Коркут. – М.-Л.: АН СССР, 1962. – 299 с.
  3. Kösäýew M. Edebiýat barada söhbet. – Aşgabat: Türkmenistan, 1972. – 238 s. (на туркменском яз.)
  4. Каррыев Б. А. Туркменский героический эпос «Гёроглы» // Гёроглы. Туркменский героический эпос. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1983. – С. 5-32.
  5. Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кер-оглы у тюркоязычных народов. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1968. – 280 с.
  6. Каррыев Б. А. Эпос и дестан (к вопросу об их взаимосвязи) // Известия АН ТССР. Серия Общественных наук. – 1973, № 6. – С. 19-24.
  7. Мамедязов Б. Туркменский героический эпос. – Aшхабад: Ылым, 1992. – 101 с.
  8. Мамедязов Б. О генезисе эпоса «Гёроглы». – Aшхабад: Ылым, 1982. – 118 с.
  9. Короглы Х. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. – М.: Наука, 1983. – 346 с.
  10. Короглы Х. Огузский героический эпос. – М.: Наука, 1976. – 240 с.
  11. Короглы Х. Туркменская литература. – М.: Высшая школа, 1972. – 285 с.
  12. Райхл К. Тюркский эпос (традиции, формы, поэтическая структура). – М.: Восточная литература РАН, 2008. – 380 с.
  13. Мустаков Р. Европейские источники о роли бахши // Известия АН ТССР. Серия Общественных наук. – 1977, № 2. – С. 17-19.
  14. Gullaýew N. Gadymdan galan nusgalar. – Aşgabat: Türkmenistan, 1986. – 170 s. (на туркменском яз.)
  15. Ylýasowa G. Türkmen halk döredijiliginde maşgala däp-dessur poeziýasy: filol. ylym. kand... diss. – Aşgabat, 1973. – 188 s. (на туркменском яз.)
  16. Pirjanow R. Magrupynyň «Ýusup-Ahmet» dessanynda oguznamaçylyk däpleri. // Filol. ylym. kand... diss. – Aşgabat, 1995. – 141 s. (на туркменском яз.)
  17. Mämmetgulyýew D. «Şasenem-Garyp» dessanynyň dil aýratynlyklary: filol. ylym. kand… diss. – Aşgabat, 1965. – 202 s. (на туркменском яз.)
  18. Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. – Ашхабад: Туркменистан, 1991. – 336 с.
  19. Агаджанов С. Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII веков. – Ашхабад: Ылым, 1969. – 376 с.
  20. Агаджанов С. Г. Сельджукиды и Туркмения в XI-XII вв. – Ашхабад: Туркменистан, 1973. – 105 с.
  21. Агаджанов С. Г., Каррыев А. Б., Росляков А. А. Проблемы этногенеза туркмен в исторической науке // Ученые записки Туркменского Госуниверситета. Вып. 57. – Ашхабад: Госуниверситет, 1970. – С. 67-98.
  22. Массон В. М. Мерв – столица Маргианы. – Мары: Метбугат, 1991. – 75 с.
  23. Массон В. М. Средняя Азия и древний Восток. – М.-Л.: Наука, 1964. – 175 с.
  24. Пугаченкова Г. А. Искусство Туркмении. – М.: Искусство, 1967. – 688 с.
  25. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. – М.: Искусство, 1982. – 219 с.
  26. Ýusupow H., Orazow A. Türkmen halkynyň gelip çykyşy we kemala gelşi. // Türkmen halkynyň gelip çykyşynyň, dünýä ýaýraýşynyň we onuň döwletiniň taryhynyň problemalary. – Aşgabat: TYA Ş. Batyrow ad. Taryh instituty, 1997. – 8-12. (на туркменском яз.)
  27. Джумалиев С. Музыкальное наследие туркменского народа в устных и письменных источниках // Памятники Туркменистана. – 1973, № 2. – С. 12-18.
  28. Сарианиди В. И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. – Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2002. – 355 с.
  29. Басилов В. Н. Культ святых в исламе. – М.: Мысль, 19 – 150 с.
  30. Басилов В. О пережитках тотемизма у туркмен // ТИИАЭ АН ТССР. Серия Этнография. Т. 7. – Ашхабад, 1963. – С. 135-151.
  31. Турсунов Е. Истоки тюркского фольклора. Коркут. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 168 с.
  32. Abubakirowa N. Türkmen halk aýdymlarynyň gözbaşlary. – Aşgabat: Metbugat, 1980. – 24 s. (на туркменском яз.)
  33. Гуллыев Ш. Искусство туркменских бахши. – Ашхабад: Ылым, 1986. – 260 с.
  34. Гуллыев Ш. Туркменская музыка (наследие). – Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2003. – 208 с.
  35. Ahmedow A. Dutaryň owazy – halkymyň sazy. – Aşgabat: Türkmenistan, 1983. – 127 s. (на туркменском яз.)
  36. Kurbanova D. The singing tradition of Turkmen epic poetry // The oral epic: performance and music. – VWB-Verlag fur Wissenschaft und Bildung, 2000. – pp. 115-128. (на англ. яз.)
  37. Kurbanova Turkmenistan // Continuum Encyclopedia of Popular music of the world. Vol. 5. “Asia and Oceania”. – Continuum, 2005. – pp. 61-64. (на англ. яз.)
  38. Kurbanova D. Genesis of Turkmen culture in context of developing of musical instruments // Традиционная музыка казахов и народов Центральной Азии: современное состояние, изучение и перспективы развития. – Алматы: КНК им. Курмангазы, – С. 152-162. (на англ. яз.)
  39. Конрад Н. Средневековое Возрождение и Алишер Навои. – М.: Восточная литература, 1978. – 469 с.
  40. Дурдыев М. Туркмены. – Ашхабад: Харп, 1991. – 56 с.
  41. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. – М.: Мысль, 1985. – 263 с.
  42. Первобытный Туркменистан: сб. статей / Под ред. В.М. Массона, Е. Атагаррыева. – Ашхабад: Ылым, 1976. – 155 с.
  43. Авеста. Избранные гимны / Пер. с англ. и комм. проф. И. М. Стеблин-Каменского. – Душанбе: Адиб, 1990. – 190 с.
  44. Древний Мерв в свидетельствах письменных источников / Сост. Г. Кошеленко, А. Губаев, А. Бадер, В. Гаибов. – Ашхабад: Юрт, 1994. – 160 с.
  45. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении // Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. – Л.: Петербургское Востоковедение, 2004. – С. 126-141.
  46. Джами А. Трактат о музыке / Пер. с персид. А. Н. Болдырева. – Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1960. – 327 с.
  47. Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. – М.: Музыка, 1980. – 190 с.
  48. Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка. T. 1. – Ашхабад: Туркменистан, 1979. – 384 с.
  49. Скосырев П. Г. Туркменская литература. – М.: Советский писатель, 1965. – 336 с.
  50. Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М.: Восточная литература, 1966. – 183 с.
  51. Лор Меликова-Сайяр. От легенды к опере. Эволюция темы Кероглу в советском Азербайджане. – Баку: Язычы, 1985. – 136 с.
  52. Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 19 – 352 с.
  53. Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа. – Алматы: Дайк-Пресс, 2004. – 496 с.
  54. Шахназарова Н. О двух типах музыкального профессионализма в контексте культуры // Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. – Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1981. – С. 18-24.

 

 

 

Это произведение доступно по  лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная