Эпические герои и трикстеры в аспекте календарного мифа

ВРТАНЕСЯН Гарегин Суренович 

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия.

E-mail: veges2011@yandex.ru

 

Библиографическая ссылка:

Вртанесян Г. С. Эпические герои и трикстеры в аспекте календарного мифа // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2019. №1 (13). – С.  5-23. doi: 10.25587/SVFU.2019.13.27294

 

ЭПИЧЕСКИЕ ГЕРОИ И ТРИКСТЕРЫ В АСПЕКТЕ КАЛЕНДАРНОГО МИФА

Аннотация. В фольклоре народов Северной Евразии важное место занимают два сюжета. Первый, трикстерский, описывает борьбу за выживание малого, подвижного существа с большим, старым и неповоротливым людоедом (великаном). Другой описывает подвиги героя, позднего сына бездетной пары. Эти два сюжета представлены в виде героического эпоса и трикстерских циклов. Последний в Северной Евразии выявлен и изучен подробно лишь для Чукотки и Камчатки (Цикл Ворона), в несравнимо меньшей степени он изучен у обских угров, самодийцев, кетов и тунгусоязычных народов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Героический эпос подробно исследован у бурят, якутов, долган и тюркоязычных народов Алтая, и очень мало у кетов, обских угров, самодийцев и тунгусоязычных народов. В северноевразийских текстах очень сложно выделить в чистом виде трикстеров и героев. Персона людоеда, одна из ипостасей «мирового зла», являясь третьим углом этого треугольника, по сути дополняет эту пару, придавая смысл деяниям героев и трикстеров. Семантика связей этих образов ранее не анализировалась. Героический эпос и трикстерство на Востоке и Западе Евразии имеют много черт сходства, которое не является случайным. В работе выявлены черты сходства и расхождения образов трикстера и героя, а также ролевые их инверсии, за счет заимствования (перетекания) некоторых характерных черт. Миграции населения на Урал, Сибирь и Дальний Восток из Западной Евразии на протяжении последних 5-7 тыс. лет, сопровождались не только переносом достижений материальной культуры, но и переносом мифов и символов, которые не всегда узнаваемы, т. к. прошли много этапов трансформаций и симбиоза. Анализ сюжетов и образов в «треугольнике» трикстер – герой – людоед выявляет черты их симбиоза в силу инверсии, а также их роли в календарном мифе.

Ключевые слова: эпос, последний герой, трикстер, людоед (тьма), созвездие Ориона, Северная Евразия, ролевые инверсии, календарный миф, семантика образов.

 

Литература

  1. Березкин Ю. Е. Трикстер как серия эпизодов // Труды факультета этнологии. – СПб.: ИДПО «Европейский университет в Санкт-Петербурге», 2003. – С. 97-164.
  2. Березкин Ю. Е. Зооморфные трикстеры: закономерности ареального распределения // Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – С. 29-42
  3. Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев. – М.: Евразия, 1999. – 288 с.
  4. Топоров В. Н. Образ трикстера в енисейской традиции // Традиционные верования и быт народов Сибири. – Новосибирск: СО Наука, 1987. – С. 5-27
  5. Жирмунский В. М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960. – 333 с.
  6. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. – М.: Гослитиздат, 1962. – 435 с.
  7. Путилов Б. Н. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. – Якутск: Институт языка, литературы, истории, 1972. – С. 121-142.
  8. Ошаров М. И. Северные сказки. – Новосибирск: [б. и.], 1936. – 272 с.
  9. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 4. – СПб.: Типография В. Безобразова, 1883. – 386 с.
  10. Тучкова Н. А., Вагнер-Надь Б. «Семи богов мудростью обладающий Итте». Тексты с героем Итя в селькупском фольклоре. Ч. 1. Итя – тексты. – Томск: ТГПУ, 2015. – 336 с.
  11. Мифы, предания, сказки хантов и манси. – М.: Наука, 1990. – 568 с.
  12. Мифы, сказки, предания манси (вогулов). – Новосибирск: Наука, 2005. – 475 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 26).
  13. Косарев М. Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда. – М.: Наука, 1991. – 245 с.
  14. Мутляева Б. Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе // Типологические и художественные особенности Джангара. Сб. статей / Ред. кол. Э. Б. Овалов, Е. Б. Оконов, А. И. Наберухин. – Элиста: Калмыцкий НИИ литературы, языка и истории, 1978. – С. 51-62.
  15. Нюргун Боотур Стремительный / Воссоздал П. А. Ойунский. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1975. – 432 с. (на якутском и русс. яз.)
  16. Ранк О. Миф о рождении героя. – М.: Рефл бук. Ваклер, 1997. – 252 с.
  17. Пьерар М. Вода и засуха в аргосских мифах // Вестник древней истории. – 1994, № 3. – С. 114-120.
  18. Вртанесян Г. С. Составные статуэтки периода ранней бронзы // Труды Маргианской археологической экспедиции. Т. 4. – СПб.: Алетейя, 2012. – С. 291-313.
  19. Худяков И. А. Верхоянский сборник. – Иркутск: Тип. К. И. Витковского, 1890. – 314 с. (Записки Восточно-сибирского отдела императорского русского географического общества по этнографии. Т. 1. Вып. 3)
  20. Могучий Эр Соготох. Якутский героический эпос. – Новосибирск: Наука, РАН Сибирская издательская фирма, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).
  21. Геракл // Мифы народов мира. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – C. 277-283.
  22. Михр // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 160.
  23. Эдип // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 657-659.
  24. Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб.-М.: Журнал Нева – Летний сад, 1998. – 560 с.
  25. Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. – М.: Восточная лит-ра, 2004. – 286 с.
  26. Мотов Ю. А. Изображение мистерии праздника Михраган в настенных росписях Афрасиабского дворца // История и археология Семиречья. – Алматы: Фонд XXI век, 1999. – С. 57-81.
  27. Давид Сасунский. – Л.: Советский писатель, 1982. – 359 с.
  28. Элэс боотур. – Якутск: Фонд сохранения, изучения и пропаганды эпоса «Олонхо», 2002. – 196 с.
  29. Трита // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 526.
  30. Вртанесян Г. С. Числовые комплексы в текстах и материальной культуре народов Урала, Приуралья и Сибири // Вестник угроведения. – 2018, № 3. – С. 525-538.
  31. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). – Новосибирск: Наука, 2005. – 1383 с.
  32. Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. – М.: Наука, 1985. – 255 с.
  33. Дыренкова Н. П. Шорский фольклор. – М.-Л.: ИЭ АН СССР, 1940. – XL с. – 448 с.
  34. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Хакасский исторический фольклор. – Абакан: Изд-во Хакасского ГУ, 2001. – 148 с.
  35. Ромбандеева Е. И. Героический эпос манси (вогулов). – Ханты-Мансийск: Принт-класс, 2010. – 646 с.
  36. Баландин А. Н., Вахрушева М. П. Мансийско-русский словарь. – Л.: Гос. учебно-пед. изд-во, 1958. – 228 с.
  37. Головнев А. В. Говорящие культуры. – Екатеринбург: УРО РАН, 1995. – 606 с.
  38. Мир суснэ хум // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 153-154.
  39. Сказания восточных эвенков. – Якутск: Якут. филиал изд-ва СО РАН 2004. – 233 с.
  40. Василевич Г. М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Вып. 1. – Л.: Изд-во ИНС ЦИК СССР, 1936. – 290 с.
  41. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки XVII – нач. XX вв. – Л.: Наука, 1969. – 305 с.
  42. Сказки народов Сибирского Севера. – Томск: ТГУ, 1980. – 190 с.
  43. Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. – М.: Наука, 1976. – 312 с.
  44. Костеркина Н. Т., Момде А. Ч., Жданова Т. Ю. Словарь нганасанско-русский и русско-нганасанский. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 415 с.
  45. Шаньшина Е. В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России. – Владивосток: Дальнаука, 1998. – 153 с.
  46. Гэсэр. Библиотека героического эпоса. – М.: Кн. клуб. Книговек, 2010. – 304 с.
  47. Фольклор долган. – Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. – 448 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, т. 19)
  48. Вртанесян Г. С. Календарная символика тунгусоязычных народов Восточной Сибири и Приамурья // Сибирский сборник-4. Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. Памяти Н. В. Ермоловой. – СПб.: Кунсткамера, МАЭ РАН, 2014. – С. 56-67.
  49. Щеглов П. В. Отраженные в небе мифы земли. – М.: Наука, 1996. – 142 с.
  50. Стеблин-Каменский М. И. Старшая Эдда. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – 259 с.
  51. Березкин Ю. Е. Африка, миграции, мифология. – СПб.: Наука, 2013. – 329 с.
  52. Гермес // Мифы народов мира. Т. 1. 1987. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 292-294.
  53. Прометей // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 337-340.
  54. Одиссея / Пер. с др. греч. В. А. Жуковского. – М.: Советская Россия, 1982. – 320 с.
  55. Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1979. – 228 с.
  56. Культурный герой // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 25-28.
  57. Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – нач. ХХ вв.). – Л.: Наука, 1983. – 173 с.
  58. Бурятская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – С. 196-198.
  59. Эллерт А. Х. Якутский праздник Ысыах в описаниях участников Второй Камчатской экспедиции // Источники по русской истории и литературе. Средневековье и Новое время. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. – С. 255-271.
  60. Пилсудский Б. О. Материалы для изучения айнского языка и фольклора // Известия Института наследия Бронислава Пилсудского (при Сахалинском музее). – Южно-Сахалинск, 2004, № 7. – С. 26-205.
  61. Пилсудский Б. О. На медвежьем празднике айнов о. Сахалина // Живая старина. Вып. 1-2. – 1914. – С. 67-162.
  62. Прокофьева Е. Д. Представления селькупских шаманов о мире (по рисункам и акварелям селькупов) // Сб. МАЭ. Т. 20. – Л.: МАЭ, 1961. – С. 54-74.
  63. Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Аналитический каталог сказочных сюжетов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 16.03.2019).
  64. Конаков Н. Д. Промысловый календарь в мировоззрении древних коми // Мировоззрение финно-угорских народов. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 103-121.
  65. Фольклор удэгейцев. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН 1998. – 561 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 18).
  66. Дульзон А. П. Кетские сказки. – Томск: ТГУ, 1966. – 159 с.
  67. Варламова Г. И. От мифа к сказке // Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия: сб. науч. тр. Вып. 1. – Благовещенск: БГПУ, 2006. – С. 15-32.
  68. Пилсудский Б. Фольклор сахалинских айнов. – Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2002. – 62 с.
  69. Аполлодор. Мифологическая библиотека. – Л.: Наука, 1972. – 224 с.
  70. Короглы Х. Г. Из восточно-западных фольклорных связей // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. Т. 2. – М.: Наука, 1974. – С. 275-284.
  71. Березницкий С. В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро-сахалинского региона. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 486 с.
  72. Хомич Л. В. Об иноэтнических элементах в традиционной культуре ненцев // Этнокультурные контакты народов Сибири: сб. ст. – Л.: Наука, 1984. – С. 14-29.
  73. Коми народный эпос. – М.: Наука, 1987. – 686 с.
  74. Симченко Ю. Б. Традиционные верования нганасан. – М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1996. – 216 с.
  75. Кулемзин В. М. О хантыйских шаманах. – Тарту: Эстонский литературный музей, 2004. – 210 с.
  76. Йохельсон В. И. Натуралистический сюжет о происхождении комаров и других гадов в сибирско-американских мифах // Сб. МАЭ. Т. 5. Вып. 1. – Петроград: МАЭ, 1918. – С. 201-204.
  77. Василевич Г. М. Ранние представления о мире у эвенков // Тр. ИЭ. Новая серия. Т. 51. – М.: ИЭ, 1959. – С. 157-195.
  78. Нанайский фольклор. Нингман, сиохор, тэлунгу. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. – 478 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 11).
  79. Хасанова М. М. Об этимологии удэгэйского слова «ганиhи» (водяные люди) // Грамматическая и семантическая структура слова: сб. ст. – Новосибирск: Наука, 1988. – С. 19-23.
  80. Доннер К. Самоедский эпос // Труды Томского общества изучения Сибири. Т. 3, вып. 1. – Томск, 1915. – С. 38-53.
  81. Патканов С. К. Остяцкая молитва. Т. 1. – Тюмень: Мандрыко, 1999. – 400 с.
  82. Симченко Ю. Б., Смоляк А. В., Соколова З. П. Календари народов Сибири // Календарь в культуре народов мира. – М.: Наука, 1993. – С. 201-253.
  83. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. 1. – Л.: Наука, 1975. – 672 с. (на русс., тунг.-маньч., монг., тюрк. яз.)
  84. Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. – Хабаровск: Дальгиз, 1933. – 740 с.
  85. Березницкий С. В. Мифология и верования орочей. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. – 188 с.
  86. Цинциус В. И. Воззрения негидальцев, связанные с охотничьим промыслом // Сб. МАЭ. Т. 37. – Л.: МАЭ, 1971. – С. 170-199.
  87. Алексеенко Е. А. Мифы, предания, сказки кетов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 343 с.
  88. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. – М.: Наука, 1974. – 342 с.
  89. Суразаков С. С. Сходные черты стиля в орхонских надписях и эпосе тюркоязычных народов (на примере алтайского эпоса) // Типология народного эпоса. – М.: ИМЛ, 1975. – С. 45-47.
  90. Топоров В. Н. Об эктропическом пространстве поэзии // От мифа к литературе: сб. ст. – М.: РГГУ, 1993. – С. 25-42.
  91. Вербицкий В. И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. – Казань: Православный миссионер, 1884. – 494 с.
  92. Микушев А. К. Эпические формы коми фольклора. – Л.: Наука, 1973. – 254 с.
  93. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. – М.: Наука, 1975. – 148 с.
  94. Вртанесян Г. С. Спрятанное время // Вестник угроведения. – 2018. Т. 8, № 1. – С. 112-123.
  95. Вртанесян Г. С. Числовые комплексы. Их отражение в мифопоэтике и материальной культуре // Экология древних и традиционных обществ: материалы V Международной научной конференции (г. Тюмень, 7-11 ноября 2016 г.). Вып. 5. Ч. 2. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2016. – С. 212-215.
  96. Ким А. А., Кудряшова Т. К., Кудряшова Д. А. Селькупский праздник Пиль Эд и культ лося // Материалы и исследования культурно-исторических проблем народов Сибири. – Томск: ТГУ, 1996. – С. 205-212.
  97. Попова С. А. Мансийские календарные праздники и обряды. – Томск: ТГУ, 2008. – 138 с.
  98. Дувакин Е. Н. Обзор эвенкийских фольклорных текстов из архива лаборатории АЛС НИВЦ МГУ // Антропологический форум. – 2014, № 23. – С. 166-184.
  99. Алексеенко Е. А. Представления кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л.: Наука, 1976. – С. 67-105.

100. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 831 с.

 

 

 

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная