ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИМПРОВИЗАТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СЛОВЕСНОСТИ ТЮРКСКИХ АВТОРОВ

ИДЕЛЬБАЕВ Мирас Хамзович 

Башкирский государственный университет, Уфа, Россия

e-mail: mirasidel@mail.ru 

 

Библиографическая ссылка:

Идельбаев М. Х. Профессиональное импровизаторское творчество в словесности тюркских авторов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2018. №2 (10). – С.  5-12. doi: 10.25587/SVFU.2018.10.14548

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИМПРОВИЗАТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СЛОВЕСНОСТИ ТЮРКСКИХ АВТОРОВ

Аннотация. Целью исследования является раскрытие закономерностей становления и многовекового развития общетюркской и башкирской авторской изустной поэзии. Актуальность статьи определяется малоизученностью данной проблемы в сравнительном плане.

Основной метод – историко-сопоставительный и системный подход к изучению творчества профессиональных импровизаторов тюркских народов.

Авторская изустная поэзия, как уникальное явление художественной словесности, имела место в истории культуры многих народов мира. В ней непревзойденные мастера поэтического слова слагали свои сочинения, как правило, путем импровизации перед публикой и выражали в них личное мировоззрение и этическую оценку действительности. Особенно широко было развито изустное профессиональное творчество среди тюркских народов. Авторы изустной поэзии художественное творчество сочетали с большой общественной деятельностью. Они пользовались в народе непререкаемым авторитетом, смело вмешивались в деятельность вождей и предводителей. Характерная особенность творчества изустных сочинителей – поднимать самые насущные проблемы времени, актуальные для данного общества именно к моменту публичного высказывания перед народом.

Многовековая башкирская авторская изустная поэзия по характеру и содержанию деятельности мастеров слова была созвучна творчеству родственных тюркоязычных коллег. Башкирские сэсэны чаще всего обращались к айтышу (поэтическому состязанию), кубаиру, эпосу, песне, отчасти – баиту. Это – жанры, широко распространенные в башкирском фольклоре. При одноименности названий, те же жанры в авторской изустной поэзии отличались от фольклорных осознанным авторством, творческой индивидуальностью, близостью объектов изображения к реальной действительности, устойчивостью текстов, преобладанием в них философии и дидактики.

Основные результаты работы позволяют утверждать, что профессиональная авторская изустная поэзия тюркских народов, равно как и творчество башкирских сэсэнов XVI-ХVIII вв., была на уровне общечеловеческих достижений изустной литературы как по содержанию, так и по различным формам ее воспроизведения. В то же время ей в целом были присущи отчетливые местные особенности, а каждому автору – неповторимые черты индивидуальности.

Ключевые слова: эпос, сэсэн, йырау, изустная поэзия, автор, башкиры, якуты, жанр, песня, творческая индивидуальность.

 

Литература

  1. Марр Н. Я. Академик С. Ф. Ольденбург и проблемы культурного наследия // Сергею Федоровичу Ольденбургу: К 50-летию научно-общественной деятельности. 1881-1931: Сборник статей. – Л.: Изд-во АН СССР, 1934. – С. 5-14.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – 405 с.
  3. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М.: Наука. 1986. – 318 с. 
  4. Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978. – 176 с.
  5. Лисевич И. С. Древняя китайская поэзия и народная песня. – М.: Наука, 1969. – 288 с.
  6. Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. – Л.: Худ. лит-pa, Ленингр. отд., 1973. – 360 с.
  7. Стеблева И. В. Древняя тюркоязычная литература // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. – М.: Наука, 1984. – С. 196-205.
  8. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. – 728 с.
  9. Книга моего деда Коркута: Огузский героический эпос / Пер. В. В. Бартольда. – М.-Л.: Изд. АН СССР, 1962. – 300 с.
  10. Идельбаев М. Х. Коркут-ата в тюркской и башкирской словесности // Культура народов Башкортостана в контексте евразийской цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Году литературы. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – С. 133-138.
  11. Мурзагулова З. Г. Традиции изустной словесности в тюркских письменных памятниках древности и средневековья // Актуальные проблемы башкирской, тюркской и угро-финской филологии и культуры. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 404-406 (на башк. яз.).
  12. Малов С. Г. Памятники древнетюркской письменности. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. – 452 с.
  13. Янбаев И. К. Отражение мотивов «Калилы и Димны» в переводных рассказах Хабибназара Утаки // Востоковедение в России: история, современность и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – С. 392-397 (на башк. яз.).
  14. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. – М.: Клишников-Комаров и К, 1993. – 528 с.
  15. Идельбаев М. Х. Авторская изустная поэзия средневековой тюркской словесности и хабрау-йырау [Электронный ресурс]. URL: http://kze.docdat.com/docs/7/index-3455-1.html?page=12#2 (дата обращения: 01.10.2017).
  16. Короглы Х. Г. Литературы Средней Азии и Казахстана. Введение // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 5. – М.: Наука, 1988. – С. 478-481.
  17. Идельбаев М. Х. Этапы развития башкирской изустной литературы // Межнациональное единство и согласие в Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году укрепления межнационального согласия в Республике Башкортостан. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. – С. 106-110.

 

 

Это произведение доступно по  лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная