ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ КАРЕЛЬСКОГО СЕГОЗЕРЬЯ В XIX-XX ВВ.

ИВАНОВА Людмила Ивановна

Карельский научный центр РАН, Петрозаводск, Роосия

E-mail: ljuchiki@mail.ru

 

Библиографическая ссылка:

Иванова Л. И. Особенности фольклорной традиции Карельского Сегозерья в XIX-XXI вв. // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2018. №2 (10). – С. 50-59. doi: 10.25587/SVFU.2018.10.14553

 

ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ КАРЕЛЬСКОГО СЕГОЗЕРЬЯ В XIX-XXI ВВ.

Аннотация. Территория Сегозерья уникальна двумя особенностями, которые не присущи в целом Карелии. Это отсутствие зафиксированной эпической традиции и широкое развитие песенных лирических жанров. Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, возможно, в процессе развития одна тенденция исключает другую. Во-вторых, именно сегозерские карелы уже в начале XIX в. испытывали достаточно большое русское влияние.

Статья написана на основе архивных материалов, а также записей, сделанных автором во время фольклорно-этнографических экспедиций к сегозерским карелам в первые десятилетия XXI в. Использовались традиционные для фольклористики методы: типологический, описательный, сравнительно-исторический, структурно-типологический.

Целью было выявить процесс трансформации фольклорных жанров на протяжении полутора столетий, определить его основные направления, а также представить эпос как отражение ментальных (мировоззренческих) верований народа. Одной из задач являлась попытка установить вероятные причины того, почему на территории Сегозерья уже в XIX в. не удалось зафиксировать эпическую традицию, широко распространенную на территории всей остальной Карелии.

Актуальность статьи определяется необходимостью проследить пути изменения народных традиций, фольклорных текстов и жанров, а также быть в курсе новых тенденций в народном творчестве.

Исследование показало, что на карельском языке в наши дни говорит только старшее поколение. Следует отметить, что на протяжении XX в. произошли существенные гендерные изменения среди носителей карельской фольклорной традиции. Если колдунами, знахарями и сказочниками раньше были мужчины, то к середине столетия эти практики перешли к женщинам. Практически все традиционные жанры, бытовавшие на этой территории на карельском языке, ушли из повседневной жизни. Эпических песен не знают уже давно. О бытовании сказочной традиции и некоторые сюжетные коллизии помнят, но рассказать сказку уже не могут. Гораздо дольше сохранялись жанры музыкального фольклора. Это типично женские жанры: похоронное причитание и рифмованная лирическая песня. Можно говорить о фрагментарной сохранности мифологической прозы. Основным фольклорным жанром сегодня является биографический рассказ.

Ключевые слова: Сегозерье, карелы, фольклор, эпос как отражение ментальности карелов, карельские эпические песни, песенная лирика, трансформация фольклора, жанр, территория, рассказ.

Благодарности: финансовое обеспечение исследования осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания КарНЦ РАН (проект № АААА-А18-118030190094-6).

 

Литература

  1. Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел конца XIX – начала XX века / Отв. ред. Е. И. Клементьев. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. – 262 с.
  2. Степанова А. С. Эпические песни Южной Карелии // Фольклористика Карелии. – Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1989. – С. 48-80.
  3. Лавонен Н. А. Карельская народная загадка / Отв. ред. Б. Н. Путилов. – Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1977. – 132 с.
  4. Иванова Л. И. Персонажи карельской мифологической прозы: исследования и тексты быличек, бывальщин, поверий и верований карелов. – М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2012. – 557 с.
  5. Niemi A. R. Vienan läänin runonlaulajat jä tietäjät. – Helsinki: Suomalaisen kirjallisuuden seura, 1921. – 1183 p. (на финском яз.)
  6. Ervast P. The Key to the Kalevala. – Nevada City: Blue Dolphin Publishing, 1998. – 272 p. (на англ. яз.)
  7. Suomen Kansan vanhat runot. II: Aunuksen, Tverinj a Novgorodin-Karjalan runot / Julkaissut A. R. Niemi. – Helsinki: Suomalaisen kirjallisuuden seura, 1927. – 610 p. (на финском яз.)
  8. Genets A. Tutkimus Venäjän Karjalan kielestä. – Helsinki: Suomalaisen kirjallisuuden seura, 1880. – 254 p. (на финском яз.)
  9. Духовная культура сегозерских карел конца XIX – начала XX в. / Изд. подгот. У. С. Конкка, А. П. Конкка. – Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1980. – 216 с.
  10. Миронова В. П. Сюжет о сватовстве в мифической стране Хийтоле в контексте карельской эпической традиции. – Петрозаводск: Периодика, 2016. – 224 с.
  11. Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. / Зап. Ф. М. Истомина, напевы Г. Ю. Дютша. – СПб.: Русское географическое общество, 1894. – 276 с.
  12. Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. – Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1948. – 396 с.
  13. Карельские народные песни / Сост. и вступ. ст. Л. М. Кершнер. – М.: Музгиз, 1962. – 130 с.
  14. Евсеев В. Я. Исторические основы карело-финского эпоса: в 2 т. Т. 1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – 336 с.
  15. Кундозерова М. В. Сотворение и обустройство мироздания в карельских рунах // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России: материалы V Всероссийской конференции финно-угроведов (г. Петрозаводск, 25-28 июня 2014 г.). – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014. – C. 144-146.

 

 

Это произведение доступно по  лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная