ОБРАЗЫ ВЫСШИХ БОЖЕСТВ АЙЫЫ В ОЛОНХО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ

ПАВЛОВА Ольга Ксенофонтовна

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия

E-mail: olga-ksento@mail.ru

 

Библиографическая ссылка:

Павлова О. К. Образы высшего божества айыы в олонхо северо-восточной традиции якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2018. №2 (10). – С. 85-91. doi: 10.25587/SVFU.2018.10.14557


ОБРАЗЫ ВЫСШЕГО БОЖЕСТВА АЙЫЫ В ОЛОНХО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ

Аннотация. В статье затрагивается проблема региональных и локальных традиций якутского олонхо. Северо-восточная традиция представляется как отдельная ветвь одной из трех главных эпических традиций якутского сказительства – северной. Цель данной статьи состоит в выявлении образов высшего божества айыы и его функций в олонхо северо-восточной эпической традиции.

В исследовании применены сравнительно-сопоставительный и описательный методы при выявлении сходств и отличий эпитетов и функций божеств айыы в олонхо северо-восточной традиции. При анализе эпитетов божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон мы использовали лексико-семантический метод.

Проведен обзорный анализ трудов исследователей якутского фольклора, этнографии и истории. Установлено, что главное божество якутов представлен четырьмя образами: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Рассмотрены тексты олонхо трех региональных традиций: центральная, вилюйская, северо-восточная. Образ божества Юрюнг Айыы Тойон часто упоминается в олонхо вилюйской и северо-восточной эпической традиции. В отличие от этих традиций в олонхо центральной эпической преобладают образы божества Юрюнг Аар Тойон. Подробно изучены образы божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной традиции. Данные образы были характерны в текстах олонхо момской, абыйской, верхоянской и среднеколымской локальных традиций якутов. В результате проведенного исследования установлено, что мифологический образ высшего божества айыы в северо-восточной эпической традиции якутов представлен двумя отдельными образами, отличающимися по функциональному назначению и характеризующимися различными эпитетами. Автор приходит к предположению, что, возможно, это является отражением существования двух отдельных верховных божеств в якутской мифологии – Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон.

Ключевые слова: героический эпос олонхо, северо-восточная традиция, эпитеты имен, функции, мифологические образы, высшие божества айыы, Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон, Айыы Тангара.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

Литература

  1. Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. – Якутск: Бичик, 1982. – 127 с.
  2. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск: Наука, 2014. – 160 с.
  3. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: автореф. дисс. … к. филол. н. – Якутск, 2015. – 25 с.
  4. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск: Кн. изд-во, 1979. – 484 с.
  5. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л.: Наука, 1969. – 440 с.
  6. Ионов В. М. Дух-хозяин леса у якутов. – Петроград: Типография императорской академии наук, 1916. – 45 с.
  7. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. – Новосибирск: Наука, 2008. – 494 с.
  8. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. – М.: АН СССР, 1958-1959. Т. 1. – 3858 стб.
  9. Маак Р. К. Вилюйский округ. 2-е изд. – М.: Яна, 1994. – 592 с.
  10. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этногр. материалы о народах Сибири и Северо-Востока. – Магадан: Кн. изд-во, 1983. – 176 с.
  11. Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. – 104 с.
  12. Ефимова Л. С. Алгыс саха (якутов) в свете фольклорных традиций тюрко-монгольских народов Сибири: классификация, общая характеристика. – Новосибирск: Наука, 2013. – 178 с.
  13. Васильев В. Е. Древние истоки культа божеств айыы (по фольклорно-этнографическим материалам саха): автореф. дисс. … к. и. н. – Улан-Удэ, 2000. – 20 с.
  14. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. – М.: АН СССР, 1958-1959. Т. 3. – 3858 стб.
  15. Васильев В. Е. Истоки тенгрианства: от культа гор до культа Неба // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – № 2017. – С. 40-48
  16. Хаан Дьаргыстай: олоҥхо. – Дьокуускай: Алаас, 2016. – 232 с. (на якутском яз.)
  17. Аммосов К. Х. Аалыа-Бэргэн бухатыыр: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 100 с. (на якутском яз.)
  18. Орто Халыма олоҥхолоро: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 280 с. – (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 18) (на якутском яз.)
  19. Муома олоҥхолоро. – Дьокуускай: Бичик, 2004. – 240 с. (Саха боотурдара: 21 томнаах; 4-с том.) (на якутском яз.)

 

Это произведение доступно по  лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная