ТИПОЛОГИЯ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ

(на материале северо-восточной региональной традиции)

Авторы

  • Людмила Степановна ЕФИМОВА, ludmilaxoco@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
  • Ольга Ксенофонтовна ПАВЛОВА, olga-ksento@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.5.10806

Ключевые слова:

якутский эпос, олонхо, типология, композиционная структура, заключительная часть, региональная традиция, локальная традиция, северо-восточная традиция, тюркские народы, тюркский эпос.

Аннотация

В эпосе тюркских народов Сибири одной из основных частей композиционной структуры является его заключительная часть. Заключительная часть якутcкого олонхо двух региональных традиций (приленской, вилюйской) и эпоса алтайских народов, тувинцев, хакасов включает следующие сюжеты: победа врага и возращение домой главного героя, его женитьба, проведение свадебного пира (у якутов в форме ысыаха) и начало счастливой, мирной жизни. Однако у других тюркских народов Сибири – алтайцев, тувинцев, хакасов имеется идентичный сюжет возвращения захваченного врагом своего народа, скота и богатства, который не характерен для якутского олонхо. Следовательно, заключительная часть олонхо приленской и вилюйской региональных традиций не отличается от общих традиций эпоса тюркских народов Сибири. В статье рассмотрена заключительная часть олонхо северо-восточной региональной традиции на основе 5 локальных традиций: момской, верхоянской, абыйской, усть-янской, среднеколымской. Авторы считают, что в заключительной части композиции олонхо исследуемой традиции включены характерные сюжеты. Этими сюжетами являются такие как возвращение домой главного героя, его женитьба, пир и наступление счастливой, мирной жизни. Эти сюжеты характерны для других региональных традиций. Но из рассмотренных 15 текстов олонхо рассматриваемой традиции в 4 текстах (26,6 %) замечена заключительная часть только с 1 сюжетом – возвращение главных героев домой. В 6 текстах (40 %) олонхо можно найти другой сюжет – женитьба главного героя. В 3 текстах (20 %) олонхо даны 2 сюжета – описания возвращения героя, элементы свадебного ысыаха и счастливая мирная жизнь. Также встречается 2 текста (13,3 %) олонхо, где вообще не характерна заключительная часть. В заключительной части рассмотренной традиции не соблюдается полная структура сюжетов заключительной части олонхо. В северо-восточной традиции характерна не полная и не развитая заключительная часть.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00505 (а).

Литература

  1. Оросин К. Г. Нюргун Боотур Стремительный: якутское олонхо. – Якутск: Як. кн. изд-во, 1947. – 410 с.
  2. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
  3. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
  4. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основ- ные образы и мотивы: автореф. дис. … канд. филол. н. – Якутск, 2015. – 25 с.
  5. Илларионова Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей. – Новосибирск: Наука, 2008. – 96 с.
  6. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, об- разы. – Новосибирск: Наука, 2014. – 160 с.
  7. Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. – М.: Наука, 1985. – 256 с.
  8. Алтайские героические сказания. Очи Бала. Кан-Алтын. – Новосибирск: Наука, 1997. – 668 с.
  9. Орус-Оол С. М. Тувинские героические сказания. Текстология, поэтика, стиль. – М.: МАКС Пресс, 2001. – 422 с.
  10. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика. – Абакан: Кн. изд-во «Бриганти- на», 2015. – 170 с.
  11. Томская Д. А. Үчүгэй Үөдьүгүйээн, Куһаҕан Ходьугур = Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2011. – 376 с. (на якутском и русском яз.)
  12. Аммосов К. Х. Аалыа Бэргэн бухатыыр: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 100 с. (на якутском яз.)
  13. Эрис халлаан уола Эр Соготох. По записи А. А. Саввина, сделанной в 1940 г. со слов Г. Ф. Нику- лина, 27 лет, из Майорского наслега Абыйского района. – Рукописный фонд ИГИиПМНС СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Д. 108. Л. 57.
  14. Орто Халыма олоҥхолоро. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 280 с. (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 18). (на якутском яз.)
  15. Муома олоҥхолоро. – Дьокуускай: Бичик, 2004. – 240 с. (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 4). (на якутском яз.) 16. Кыыдааннаах Кыыс бухатыыр: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 208 с. (на якутском яз.) 

Загрузки

Опубликован

30-03-2017

Как цитировать

ЕФИМОВА, Л. С. ., & ПАВЛОВА, О. К. . (2017). ТИПОЛОГИЯ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ: (на материале северо-восточной региональной традиции). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 48–53. https://doi.org/10.25587/SVFU.2017.5.10806

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)