Рецензия на монографическое исследование А. М. Гутова «Поэтика и стиль историко-героического эпоса адыгов» (232 с.)

Авторы

  • КУДАЕВА Зинаида Жантемировна, zina_777@bk.ru доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия

DOI:

https://doi.org/10.25587/b7484-4857-5879-n

Аннотация

Монография А. М. Гутова «Поэтика и стиль адыгского (черкесского) историко-героического эпоса» является продолжением целого ряда исследований, посвященных адыгскому героическому эпосу (Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. – М.: Восточная литература, 1993. 208 с. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. – Нальчик: Эль-фа, 2000. 219 с. Народный эпос: традиция и современность. – Нальчик: КБИГИ, 2009. 228 с. Адыгский эпос. Мотивы, типы, образная система. – Саарбрюкен Германия): 2013. 412 с. Проблемы адыгского (черкесского) нартского эпоса. – Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2018. 264 с.). Объектом внимания в новой работе автора является так называемый «младший эпос» адыгов, представленный историко-героическими песнями и преданиями. Следует отметить, что автор опирается на установившуюся в современной отечественной и адыгской фольклористике концепцию, согласно которой в адыгской устной словесности эпические формы представлены архаическим нартским («Нарты»), классическим «феодальным» («Андемиркан») и «младшим» – историко-героическbм эпосом, включающим в себя исторические песни и предания. Проблема адыгского историко-героического эпоса рассматривается автором в различных ее аспектах. В центре внимания исследователя находится проблема соотношения исторической реальности и ее художественной интерпретации в младшем эпосе, историзма и художественной условности в сопоставлении и взаимосвязи со способом их отображения в предшествующих эпических формах – архаическом и классическом эпосе. Устанавливая определяющие закономерности возникновения и развития «младшего эпоса», автор выявляет соотношение составляющих его компонентов и определяет функциональные характеристики историко-героических песен и сопровождающих их преданий, исследует особенности их сюжетосложения, очерчивает круг доминирующих тем, определяет исходные принципы и критерии создания новых художественных образов, исследует его художественные и языковые особенности. Одним из важных аспектов исследования является определение особенностей поэтического стиля героико-лирических песен. В работе А. М. Гутова затрагивается также и весьма актуальная проблема изучения эпического наследия в контексте их локального функционирования, которое позволило бы представить картину современного состояния фольклорного наследия, приоритетного распределения жанрового состава фольклора в различных регионах проживания этноса. Отталкиваясь от закономерностей, характерных для адыгского архаического и классического эпосов, автор прослеживает те трансформации, которые происходили в изображении ключевых персонажей, в частности, идеального героя, антигероя и предателя на поздних стадиях развития эпических форм. Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, наблюдения, позволяющие проследить процесс зарождения и развития лирического начала в рамках развития «младшего эпоса», которое по сути завершает формирование собственно лирических жанров в адыгском фольклоре. Изучение эпического континуума, т. е. механизмов трансформации эпического сознания от архаического эпоса до возникновения новых жанровых форм, формирования нового поэтического стиля, нового героя, определяется, по мнению исследователя, существованием такого важного фактора дальнейшего развития поэтического сознания, как авторство. По мнению ученого, фактические материалы позволяют проследить этапы этой эволюции как естественно происходившего процесса, что позволяет признать значительную роль эндогенных процессов в возникновении национальной письменной литературы. А. М. Гутов, вслед за З. М. Налоевым, связывает ее возникновение с развитием, естественными трансформациями и социальной функцией института народных певцов и песнетворцев-джегуако. Именно с естественными процессами эволюции историко-героического («феодального») эпоса и непосредственно родственной ему народной лирикой автор связывает появление первых поэтических образцов письменной авторской национальной художественной литературы. В монографическом исследовании А. М. Гутова, таким образом, представлен процесс последовательного развития художественного сознания, прослеживаются различные этапы его развития и трансформации от наиболее архаических эпических форм вплоть до возникновения первых опытов авторского и литературного творчества. Монография А. М. Гутова «Поэтика и стиль адыгского (черкесского) историко-героического эпоса», безусловно, является значимым явлением отечественной фольклористики, представляющим не только картину формирования и функционирования историко-героического эпоса, но и картину эволюционного развития всей адыгской устной словесности, позволяющим представить общие механизмы и способы развития художественного сознания.

Загрузки

Опубликован

30-06-2022

Как цитировать

Зинаида Жантемировна , К. . (2022). Рецензия на монографическое исследование А. М. Гутова «Поэтика и стиль историко-героического эпоса адыгов» (232 с.). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 96–97. https://doi.org/10.25587/b7484-4857-5879-n

Выпуск

Раздел

Рецензия