ТВОРЧЕСТВО ЙЫРАУ В АВТОРСКОЙ ИЗУСТНОЙ ПОЭЗИИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

Авторы

  • ИДЕЛЬБАЕВ Мирас Хамзович, mirasidel@mail.ru доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕ, главный научный сотрудник Башкирского государственного университета (Уфа)
  • АИЫТКУЛОВ Азат Миннигалеевич, arturgaycarov@mail.ru декан факультета национальных музыуальных инструментов Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова

DOI:

https://doi.org/10.25587/o8359-9970-3982-q

Ключевые слова:

певец, музыкант, импровизатор, синкретизм, Урал, Идель, жанр, тюркские народы, Башкортостан.

Аннотация

Словесное искусство включает в себя три вида: народное творчество (фольклор), авторскую изустную литературу и письменную литературу. Главное отличие изустной литературы от фольклора в том, что в ней присутствуют авторство и творческая индивидуальность. Авторская изустная поэзия в литературоведческой науке стала изучаться сравнительно недавно – начиная с 20-х годов ХХ столетия. В словесности тюркских народов наряду с баксы, ашугами, кедай, олонхосутами, акынами, сэсэнами и др. в ХIV–ХVI вв. достойное место занимало творчество йырау, что особенно отмечено в трудах М. Х. Идельбаева. Однако имеются некоторые аспекты с точки зрения генезиса, теории, истории и художественных особенностей творчества, которые требуют отдельного, конкретизированного изучения. Именно поэтому сегодня ощущается острая необходимость раскрытия объективной картины развития художественного творчества йырау во всех его проявлениях. Этим определяется актуальность данной статьи. Её целью и задачей являются выявление закономерностей развития творчества йырау в тесной взаимосвязи с фольклором и письменной литературой, анализ дошедших до нащих дней их импровизации, изучение основных поэтических особенностей, осмысление роли йырау в общественно-политической жизни тюркских народов и в истории развития их словесного искусства. Для этого нами был выбран историко-сопоставительный и системный подход к истории изустной поэзии, а также методологические и литературоведческие принципы анализа. Йырау являлись общими представителями в основном башкирского, казахского, каракалпакского и ногайского народов. Самые известные из них – Хабрау, Асан Кайгы, Казтуган и Шалгииз, которые жили в ХIV–ХVI вв. В их импровизациях отражены такие важные проблемы, как мораль и этика, верность обычаям предков, преемственность поколений, забота о благополучии страны, образы отважных защитников родины, честного, мудрого и справедливого правителя и вера в его созидательную деятельность. Выступая перед многочисленной публикой, они свои поэтические речи непременно доводили до слушателей в виде песен, сами же сопровождая их музыкальными инструментами, чаще всего домброй, иногда кыл-кубызом или предваряя выступления наигрышем на курае и кубызе. Можно сделать вывод, что йырау ХIV–ХVI вв. Хабрау, Асан Кайгы, Казтуган и Шалгииз в своих импровизациях затрагивали общие злободневные проблемы жизни ряда тюркских народов, были на уровне общечеловеческих достижений авторской изустной литературы как по содержанию, так и по формам их воспроизведения, Им были присущи также отчетливые местные особенности, у каждого автора – свои неповторимые черты индивидуальности. Статья будет полезна для ученых-литературоведов, преподавателей, студентов филологических вузов и для всех интересующихся духовными ценностями тюркских народов прошлого.

Литература

  1. Хусаинов Г. Б. Башкирская литература XI-XVIII вв. – Уфа : Гилем, 1996. – 193 с.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика /Вступ. ст. И. Н. Горского /Сост., комм-рии В. В. Мочаловой. – Москва : Высш. школа, 1989. – 406 с.
  3. Иҙелбаев М. Х. Башҡорт ауыҙ-тел әҙәбиәте. – Өфө, 2007. – 295 б. (На башк. яз.)
  4. Кашгари Махмуд. Диван лугат ат-тюрк /Перевод, предисловие и комментарии З-А. М. Ауэзовой. – Алматы : Дайн-Пресс, 2005. – 1288 с.
  5. Хусаинов Г. Б. Зов веков  – Уфа : Башк. книж. изд., 1984. – 406 с. (На башк. яз.)
  6. Слушай ты меня, народ: Импровизации йырау и сэсэнов ХIV–ХХ вв. /Составитель, автор предисловия и примечаний М. Х. Идельбаев. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2013. – 240 с. (На башк. яз.)
  7. Хусаинов Г. Б. Йырау //Агидель. – 1993. – № 11. – 150–151 с. (На башк. яз.)
  8. Тетрадь Чингизнаме // Антология башктрской литературы. В 2-х томах Т. 1 / Составители и авторы предисловия М. Х. Надергулов, Г. Б. Хусаинов. – Уфа : Китап, 1999. – 464 с. (На башк. яз.)
  9. Валиханов Ч. Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 1. – Алма-Ата : Изд. АН Каз. ССР, 1961. – 777 с.
  10. Мамбетов К. Каракалпакская литература прошлого: Пути формирования каракалпакской литературы. – Нукус : Каракалпакстан, 1976. – 202 с. (На каракалпакск. яз.)
  11. Казахская поэзия XV–XVIII столетий. – Алматы : Гылым, 1982. – 240 с. (На казах. яз.)
  12. Поэты Казахстана / Вступительная статья, составление, биографические справки и примечания М. Магауина. – Ленинград : Советский писатель, 1978. – 608 с.
  13. История Башкортостана с древнейших времён до 60-х годов XIX в. / Отв. ред. Х. Ф. Усманов. – Уфа : Китап, 1996. – 520 с.

Загрузки

Опубликован

30-06-2022

Как цитировать

Мирас Хамзович, И., & Азат Миннигалеевич, А. . (2022). ТВОРЧЕСТВО ЙЫРАУ В АВТОРСКОЙ ИЗУСТНОЙ ПОЭЗИИ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ . ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 50–56. https://doi.org/10.25587/o8359-9970-3982-q

Выпуск

Раздел

Статьи