Главные герои в татарских романических дастанах: общие и индивидуальные качества
DOI:
https://doi.org/10.25587/p8342-0313-1647-xКлючевые слова:
дастан; герой; фольклор; менталитет; многовариативность; суфизм; мировозрение; мотив; сюжет; образ.Аннотация
Издревле у каждой нации были истории про вечных героев, которые передавалась из уст в уста. Если в одних сказаниях они были значимы героическими подвигами, то в других оставили след в истории народа. Среди них есть еще такие герои, которые умели любить и были верны к любимому человеку до конца своей жизни. Народ идеализировал этих героев, обогатил положительными качествами, которыми хотел увидеть в них. История любви этих героев сохранились в устных и рукописных формах. В фольклористике эти сказания или истории имеют определенное название-романический эпос. У тюркских народов, испытавших влияние персов, в т.ч. у татар, их именуют дастаном или кыйссой. В процессе изучения романических дастанов мировозрение и характерные особенности главных героев дает возможность узнать о духовных ценностях и об идеалах татарского народа. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью изучения системы образов в татарских романических дастанах. Материал для исследования составляют тексты эпосов любовного характера, бытующие у татар, как «Лейла и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Кузы-Курпяч и Баян-сылу», «Сказание о Йусуфе», «Сайфульмулюк» и др. Цель статьи–определить главные качества героев, их характерные особенности в татарских романических дастанах. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: выявлены главные герои любовного эпоса татар, рассмотрены их поведение в разных ситуациях, сопоставлены характерные качества главного героя фольклорных вариантов с героями тюркскими и персидскими поэмами. В данной статье применяются сравнительно-сопоставительные и историко-типологические методы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что, у каждого варианта довольно много фольклорных вариантов и литературных версий. Что касается главных героев, несмотря на наличие большого количества вариантов, в основном, они не изменяются, их внешний вид и выполняемая в дастанах роль остаются неизменными. Это постоянство сохраняется и в литературных произведениях, но основные образы, отраженные в татарском народном творчестве, обогащаются таким качествами как терпение и решительность.
Литература
- Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – Москва : Наука, 1986. – 320 с.
- Гринцер П. А. Две эпохи романа (вводная статья) // Генезис романа в литературах Азии и Африки. Национальные истоки жанра. Москва : Наука, 1980. – С. 3-
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. – Ленинград : Наука, 1974. – 728 с.
- Неклюдов С. Ю. От эпоса к роману // Героический эпос монгольских народов. – Москва : Наука, 1984. С. 251–267.
- Мухаметзянова Л. Х. Татарской эпос: книжные дастаны. – Казань : ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2014. – 380с.
- Урманче Ф. И. Тюркский героический эпос. – Казань : ИЯЛИ, 2015. – 448 с.
- Әхмәтҗанов М. И. Ләйлә белән Мәҗнүн кыйссаның татарча варианты / М.Әхмәтҗанов, М.Гайнетдинов // Казан утлары. – 1979. – № 6. – C. 170-171. (На татарском яз.)
- Әхмәтҗанов М. И. Таһир белән Зөһрә» дастаны // Казан утлары. – 1987. – № 4. – Б. 179–186. (На татарском яз.)
- Әхмәтҗанов М. И. Татар кулъязма китабы. – Казан : Татар. кит. нәшр., 2000. – 270 б. (На татарском яз.)
- Мөхәммәтҗанова Л.Х. Дөнья цивилизациясендә татар дастаннары. – Казан: ИЯЛИ, 2018. – 280 б. (На татарском яз.)
- Гринцер П. А. Эпос древнего мира. // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – Москва : Наука, – 311 с.
- Татар халык иҗаты. Дастаннар. – Казан : Татар. кит. нәшр., 1984. –384 б. (На татарском яз.)
- Меджлиси Повесть о Сайфульмулюке [Электронный ресурс] URL: http://lib.liim.ru/creations/m–116/m–116–01.html. (Дата обращения: 23.11.2021)
- Низами Гянджеви: Собрание сочинений: В 5 т.: Пер. с фарси / Сост., науч. подгот. текстов, коммент. и слов. Р. Алиева. — Москва : «Художественная литература», 1985. – 386 c.
- Әхмәтова Ф. В. Дастаны Бабахан / Ф. В. Әхмәтова // Татар әдәбияты: 6 томда. – Казан : Татар., кит., нәшр., 1984. – Т.1. Урта гасырлар дәвере. – Б. 312-321. (На татарском яз.)
- Кор-оглы Х. Г. Огузский героический эпос. – Москва : Наука, – 239 с.
- Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен. Ч. I–X. – Санкт–Петербург : Тип. Имп. Акад. наук, 1866-1907.
- Яхин Ф.З. Урта гасырлар татар әдәбияты: Татар шигъриятендә дини мистика һәм мифология. Икенче басма. – Казан: Раннур, 2003. – 416 б.
- Кол Гали Кыйссаи Йосыф: Поэма. – Казан : Татар. кит. нәшр., 1989. – Б. 221 (На татарском яз.)
- كو علي كييساي يوسف –ОРРК Научной библиотеки им. К. Лобачевского КФУ. №174 Т (2014), №165 Т (4169). (На татарском и арабском яз.)
- Фонд центра письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ. 1940. Колл.7. Ед. хр. 3; Колл. 7. П. 1 (На татарском и арабском яз.)
- Арабско–татарско–русский словарь заимствований. (Арабизмы и фарсизмы в языке татарской литературы). – Казань : Иман, 1993. – Т.2. – 533 с.
- Хасавнех А. А. Поэма Ахметзяна Тубыли «Повествование о незабываемом Фархаде и его возлюбленной Ширин» // Вестник Северо–Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Эпосоведение». – 2020, № 3 (19). – С. 42–54. DOI: https://doi.org/10.25587/n0943-3187-1950-g
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная