ОТРАЖЕНИЕ ИЛЬИНА ДНЯ В ЭПИЧЕСКИХ И ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТАХ

Авторы

  • Гарегин Суренович ВРТАНЕСЯН, veges2011@yandex.ru Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/m2885-1284-3790-o

Ключевые слова:

Ильин день; последний герой; змееборчество; стрелок в Солнце; Бог Грозы; числовой комплекс 6-7; календарный миф; календарная картина мира; синкретические образы; зачатие и рождение героя.

Аннотация

Цель работы – выявление роли и места Ильина дня в опоэтизированной календарной картине мира у некоторых народов Передней Азии, Европы, лесной полосы Северной Азии и сопредельных областей. Основным методом исследования является сравнительный анализ эпических и фольклорных текстов, соотнесенный с экологией. Работа представляется актуальной в связи с близостью главных черт образов эпических героев почти во всей Евразии – указание на устойчивость структуры исходной модели мифа, что, на наш взгляд, объясняется происхождением из общего источника. Вероятнее всего, это календарный миф и его узловые точки – переломы погоды в середине сезонов. Показано, что первые тексты, свидетельствующие о важной сакральной роли событий середины летнего сезона, относятся к началу II тыс. до н. э. (древние хетты, праздник Пуруллия). В основе ритуала лежал «основной миф» о борьбе Бога Грозы со Змеем, общее наследие народов индо-европейской языковой семьи. Выявлены природные маркеры Ильина дня. В текстах, относящихся к лесной полосе Северной Евразии («Калевала», «Карельские эпические песни», обско-угорские тексты и др.), события Ильина дня – проливные грозовые дожди начала августа, сменяющие жаркую сухую погоду июля, отражены как преодоление героями «огненной» преграды (река, потоп) на пути к северу («стране» прохлады и влаги). Доминирование числового комплекса 6-7 в «Калевале» и карельских эпических песнях являются свидетельством в пользу начала отсчета календарного времени с событий Ильина дня. Высказано предположение о структуре календарного мифа, в котором новый цикл начинается с событий Ильина дня (древнеармянский языческий календарь, календари селькупов и др.). Противоположная картина наблюдается в обско-угорских текстах с абсолютной доминантой числового комплекса 7-6, что служит доводом об отсчете «летней дороги солнца» с даты зимнего солнцестояния. В текстах, относящихся к Малой Азии, Кавказу, события Ильина дня облечены в форму борьбы героя с драконом, Змеем или Гидрой – мифологизированными причинами летней засухи. Рассмотрены описания особенностей зачатия и рождения героя в контексте календарного мифа. В текстах, относящихся к лесной зоне Евразии, а также кельтских, зачатие героя соотнесено с Ильиным днем. Временем активной деятельности героев (символы яркого света) является летний сезон, по завершении которого (то есть «жизни»), они уходят в «камень-тьму».

Литература

  1. Пропп В. Я. Мотив чудесного рождения // Фольклор и действительность. Избранные статьи. – Москва : Наука, 1976. – С. 205–240.
  2. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы : Летне-осенние праздники / отв. ред. С. А. Токарев. – Москва :Наука, 1978. – 296 с.
  3. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.
  4. Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Аналитический каталог сказочных сюжетов [Электронный ресурс]. URL : http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения : 05.09.2021).
  5. Aspelin E. «Le Folklore en Finlande» // Melusine. – 1884. – № 3. – Рp. 3–78. (На французском яз.)
  6. Воеводский Л. Ф. Введение в мифологию Одиссеи. – Одесса : Типография П. А. Зеленого, 1881. – 235 с.
  7. Найдыш В. М. Мифология. – Москва : КНОРУС, 2010. – 432 с.
  8. Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. – Москва : Наука, 1979. – 232 с.
  9. Вртанесян Г. С. Календарно-числовые особенности эпических текстов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2018. – № 3. – С. 20–41.
  10. Вртанесян Г. С. Ильин день в календарных мифах народов Урала и Западной Сибири // Вестник угроведения. – 2019. – № 3. – С. 532–544. – DOI : 10.30624/2220-4156-2019-9-3-533-544.
  11. Давид Сасунский. Армянский народный эпос / ред. Л. С. Гейро. – Москва : Советский писатель, 1982. – 359 с.
  12. Сага о Волсунгах / пер., предисл. и примеч. Б. И. Ярхо. – Москва-Ленинград : ACADEMIA, 1934. – 287 с.
  13. Вавилов П. П., Гриценко В. В., Кузнецов В. С., Третьяков Н. Н., Шатилов И. С. Растениеводство. – Москва : Агропромиздат, 1986. – 512 с.
  14. Лачплесис. Латышский народный герой / сост. А. И. Пумпур. – Москва : Наука, 1975. – 350 с.
  15. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. – Москва : Наука, 1974. – 342 с.
  16. Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. – Москва : Наука, 1982. – 252 с.
  17. Hoffner H. A. Hittite miths. Writings from the Ancient world 2. – Atlanta : Scholars press, 1990. – 137 p. (На англ. яз.)
  18. Аполлодор. Мифологическая библиотека / пер., заключит. ст., примеч., указатель В. Г. Боруховича. – Ленинград : Наука, 1972. – 224 с.
  19. Вртанесян Г. С. Трикстеры и герои в эпосе и фольклоре народов Западной Сибири // Сибирский сборник. – 2020. – Вып. 5. – С. 49–73.
  20. Луна, упавшая с неба / пер. с древнемалоазиатских языков Вяч. Вс. Иванова. – Москва : Худ. лит-ра, 1977. – 317 с.
  21. Мифы народов мира. Энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев [Электронный ресурс]. URL : https://archive.org/details/Myths_of_the_Peoples_of_the_World_Encyclopedia_Electronic_publication (дата обращения : 05.09.2021).
  22. Топоров В. Н. Об отражении одного индоевропейского мифа в древнеармянской традиции // Историко-филологический журнал. – 1977. – № 3. – С. 88–105.
  23. Пьерар М. Вода и засуха в аргосских мифах // Вестник древней истории. –1994. – №3. – С. 114–120.
  24. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Т. 1. – Москва : Изд-во иностр. лит-ры, 1958. – 659 с.
  25. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят. – Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2015. – 299 с.
  26. Сумцов Н. Ф. К истории сказаний об искусном стрелке // Этнографическое обозрение. – 1890. – № 2. – С. 131–141.
  27. Калевала / пер. Л. П. Бельского; под ред. Д. В. Бубриха. – Ленинград : АСАDEMIA. Лениздат, 1933. – 330 с.
  28. Лёнротт Э. Калевала. – Санкт-Петербург : Вита Нова, 2010. – 1088 с.
  29. Карельские эпические песни / предисл., подг. текстов и коммент. В. Я. Евсеева. – Москва-Ленинград : Изд-во АН СССР, 1950. – 494 с.
  30. Мифы, сказки, предания хантов и манси / под ред. Н. В. Лукиной. – Москва : Наука, 1990. – 568 с.
  31. Бадалян Г. С. Календарь // Культура раннефеодальной Армении IV–VI вв. – Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1980. – С. 237–240.
  32. Харузин Н. Русские лопари. – Москва : Т-во скоропечатни А. Левенсон, 1890. – 472 с.
  33. Вртанесян Г. С. Сибирские реминесценции «основного мифа» индоевропейцев // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сб. ст. – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. – C. 296–301. – DOI : 10.25693/Vasilevich.2020.057.
  34. Хаджиева Т. М. Нартский эпос балкарцев и карачаевцев // Нарты : Героический эпос балкарцев и карачаевцев. – Москва : Наука, 1994. – С. 8–66.
  35. Малкондуев Х. Х. Пространство и время в карачаево-балкарском нартском эпосе // Нартоведение в XXI веке : Вып. 3. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН, 2015. – С. 16–35.
  36. Ирландские саги / сост. М. И. Стеблин-Каменский. – Москва-Ленинград : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1961. – 299 с.
  37. Шервуд Е. А. Календарь у древних кельтов и германцев // Календарь в культуре народов мира : сб. ст. – Москва : Наука, 1993. – С. 145–161.
  38. Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. – Москва : Центрполиграф, 2004. – 173 с.
  39. Рябицев В. К. Птицы Сибири. – Москва-Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. – 456 с.
  40. Кэптукэ Г., Роббек В. Тунгусский архаический эпос (эвенкийские и эвенские героические сказания). – Якутск : Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2002. – 210 с.
  41. Симченко Ю. Б., Смоляк А. В., Соколова З. П. Календари народов Сибири // Календарь в культуре народов мира. – Москва : Наука, 1993. – С. 201–253.
  42. Ранк О. Миф о рождении героя. – Москва : Рефл бук. Ваклер, 1997. – 252 с.
  43. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – Москва : Наука, 1976. – 276 с.
  44. Неклюдов С. Ю. Рождение героя и конструирование богатырской биографии // Поэтика эпического повествования : пространство и время. – Москва : РГГУ, «Форум», 2015. – С. 47–83.
  45. Гондатти Н. Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. – Москва : Типогр. Е. Г. Потапова, 1888. – 91 с.
  46. Blazek V. Numerals. – Brno : Masarikova Un-tа, 1999. – 338 p. (In Eng.)
  47. Трубецкой Н. С. Кавказские параллели к фригийскому мифу о рождении из камня (земли) // Этнографическое обозрение. – 1908. – № 3. – С. 88–92.
  48. Ардзинба В. Г. Нартский сюжет о рождении героя из камня // Древняя Анатолия. – Москва : Наука, 1985. – С. 128–168.
  49. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. 2-е изд. – Москва : Наука, 1987. – 527 с.
  50. De Laguna F. Under Mount Saint Elias : The History And Culture of Jakutat Tlingit. Vol. II (XXIX–XLI). – Washington : Smithsonian Institution Press, 1972. – P. 549–914. (In Eng.)
  51. Шанаев Дж. Осетинские народные сказания // Сборник сведений о кавказских горцах. – 1871. – Вып. V. – Раздел 2. – C. 1–37.
  52. Сага о Сверрире / пер. с др. исландского М. И. Стеблин-Каменского. – Москва : Наука, 1988. – 279 с.
  53. Боргояков М. И. Скифско-тюркские (хакасские) этнографические и фольклорные параллели // Народы Азии и Африки. – 1975. – № – С. 110–120.
  54. Гэсэр. Библиотека героического эпоса / пер. С. И. Липкина. – Москва : Книговек, 2010. – 304 с.
  55. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Материалы по фольклору хантов. – Томск : Изд-во ТГУ, 1978. – 212 с.
  56. Именитые богатыри обского края. Кн. 2 / под ред. В. Б. Орлова. – Ханты-Мансийск : Юграфика, 2012. – 171 с.
  57. Виташевский Н. А. К материалам о якутских сказках // Живая старина. – 1912. – Вып. 2–4. – С. 449–466.
  58. Патканов С. К. Остяцкая молитва. Т. – Тюмень : Изд-во Мандрыки, 1999. – 400 с.
  59. Ригведа. Мандалы I–IV / пер. Т. Я. Елизаренковой. 2-е изд. – Москва : Наука, 1999. – 768 с.
  60. Cooke H. P. Osiris : A Study in Myths, Mysteries and Religion. – London : C.W. Daniel Co, 1931. – 169 p. (In Eng.)
  61. Йеттмар К. Религии Гиндукуша. – Москва : Наука, 1986. – 524 с.
  62. Иванов В. В. Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну // Историко-филологический журнал. – 1983. – № 4. – С. 23–43.
  63. Пелих Г. И. Происхождение селькупов. – Томск : ТГУ, 1972. – 424 с.
  64. Топоров В. Н. К индоиранскому влиянию в финно-угорской мифологии // Финно-угорские народы и восток. – Тарту : Тартусский ГУ, 1975. – С. 72–76.
  65. Чернецов В. Вогульские сказки : Сборник фольклора народа манси (вогулов). – Ленинград : Гослитиздат, 1935. – 141 с.
  66. Серов С. Я. Медведь – супруг // Фольклор и историческая этнография : сб. ст. – Москва : Наука, 1983. – С. 170–190.
  67. Пажетнов В. С. Бурый медведь. – Москва : Агропромиздат, 1990. – 215 с.

Загрузки

Опубликован

30-09-2021

Как цитировать

ВРТАНЕСЯН, Г. С. . (2021). ОТРАЖЕНИЕ ИЛЬИНА ДНЯ В ЭПИЧЕСКИХ И ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТАХ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 43–57. https://doi.org/10.25587/m2885-1284-3790-o

Выпуск

Раздел

Статьи