РИТУАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ЭПОСЕ И В НАХЧЫВАНСКОМ ОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ
DOI:
https://doi.org/10.25587/i3999-9892-0597-uКлючевые слова:
азербайджанский эпос; нахчыванский фольклор; ритуально-танцевальные элементы; обрядовые игры; танцевальные мелодии; яллы; халай; традиция; эстетическое мышление; первичное убеждениеАннотация
Статья посвящена изучению ритуально-танцевальных элементов в азербайджанском эпосе и в нахчыванском обрядовом фольклоре. Цель настоящей статьи – выявить обрядовые элементы, в т. ч. традиционные народные танцы, в текстах азербайджанского эпоса («Книга моего деда Коркута», «Короглу», «Шах Исмаил», «Асли и Керем» и др.) и сравнить их с материалами фольклора в современном бытовании в регионе Нахчывана Азербайджанской Республики. Новизна работы заключается в том, что впервые рассматриваются обрядовые танцевальные элементы в азербайджанском эпосе и нахчыванском обрядовом фольклоре.
Материалом изучения являются тексты азербайджанского эпоса («Короглу», «Шах Исмаил», «Асли и Керем» и др.) и современный нахчыванский обрядовый фольклор. В исследовании также используются материалы огузского эпоса «Книга моего деда Коркута». Проведен историко-сравнительный и функционально-семантический анализ обрядовых элементов, выявленных в азербайджанском эпосе и в современной традиции нахчыванского обрядового фольклора.
Анализ подтверждает, что обрядовый фольклор носит в себе традиции народных танцев и их разнообразные формы, в т. ч. коллективные ритуальные танцевальные элементы. Обрядовые элементы хранятся в разных мотивах эпоса, функционируют в живой фольклорной традиции народа и, как духовные ресурсы, обогащают современную обрядовую культуру. Многие обрядовые элементы потеряли свою первичную семантику и ныне выполняют в основном функции эстетического элемента народного творчества. В эпосе же обрядовые элементы сохранились в более старых формах, и они дают нам возможность сравнительного изучения с материалами современного бытования и проследить изменения в структурно-функциональном направлении. Исходя из этого диахронического анализа, можно определить древние формы обрядового фольклора, в т. ч. традиционных обрядовых танцев, систематизировать и описать изменения в функционально-семантической структуре.
В статье особо подчеркивается значение обрядов, в которых сохраняются песни и танцы и передаются будущим поколениям. Также приводятся описания исполнений яллы и халайев, связанных с церемонией этих образцов. Отмечается, что яллы и халайи, как древние бытовые обрядовые танцевальные жанры и как одни из символов Нахчывана, очень ценны.
Перспективы изучения обрядового фольклора видятся в исследовании функциональных изменений в развитии художественного облика обрядового явления в письменной и бытовой традициях народа.
Литература
- Набиев А. Азербайджанская народная литература. Ч. 1. – Бакы : Туран, 2002. – 680 с. (На азербайджанском яз.)
- Джафарли М. Поэтико-семантические особенности народных песен как фольклорного жанра (на основе материалов фольклорной среды Нахчывана) // Исследования по устной народной литературе Азербайджана / Институт фольклора НАНА. – Баку : Нурлан, 2006. – С. 29– (На азербайджанском яз.)
- Баят Ф. Халай (философские источники и особенности). – Бакы : Эльм ве техсил, 2018. – 111 с. (На азербайджанском яз.)
- Халил А. Ритульные основы огузского эпоса. – Баку : Эльм ве техсил, 2016. – 288 с. (На азербайджанском яз.)
- Толковый словарь музыки и слова / сост. Т. Меммедов. – Баку : Эльмин инкишаф фонду, 2015. – 215 с. (На азербайджанском яз.)
- Антология Нахчыванского фольклора. Т. 2 / ред. М. Джафарли, Р. Бабаев. – Нахчыван : Аджеми, 2012. – 560 с. (На азербайджанском яз.)
- Китаби Дэдэ Горгуд / сост. С. Ализаде, Ф. Зейналов. – Баку : Язычы, 1988. – 265 с. (На азербайджанском яз.)
- Бартольд В. В. Книга моего деда Коркута. – Баку : ЙНЕ-XXI, 1999. – 320 с.
- Казымоглы М. Праздник Новруз в Ордубаде // Набиев А. Новруз в Азербайджане. – Баку : Чираг, 2012. – С. 88–91. (На азербайджанском яз.)
- Народное слово, память Родины. Сборник фольклора / сост. М. Исмаил. – Баку : Эльм, 2010. – 168 с. (На азербайджанском яз.)
- Антология Нахчыванского фольклора. Т. 1 / ред. М. Джафарли, Р. Бабаев. – Нахчыван : Аджеми, 2011. – 496 с. (На азербайджанском яз.)
- Бюль-Бюль. Избранные статьи и доклады. – Бакы : Изд-во АН Азерб. ССР, 1968. – 227 с. (На азербайджанском яз.)
- Набиев А. Азербайджанская народная литература. Ч. 2 : Фольклорное творчество Средневековья и Нового времени. – Бакы : Эльм, 2006. – 648 с. (На азербайджанском яз.)
- Асланов Э. Народные игры, народное представление. – Бакы : Ишыг, 1984. – 275 с. (На азербайджанском яз.)
- Велиев А. Народные игры и яллы в Нахчыване // Карабахские народные игры и полевые представления в общетюркском контексте : материалы Международной научной конференции (Тяртяр, 14 ноября 2014 г.). – Бакы : Зардаби ЛТД, 2015. – С. 146– (На азербайджанском яз.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 ЭПОСОВЕДЕНИЕ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2021 Copyright (c) Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная