О СТРУКТУРЕ И СЕМАНТИКЕ КОСМОГОНИЧЕСКИХ МОТИВОВ ЯКУТСКОГО И ШОРСКОГО ЭПОСОВ

Авторы

  • Марианна Тимофеевна САТАНАР, satanar68@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/l8857-2094-7950-z

Ключевые слова:

эпический зачин; мотив начального времени; мотив первотворения мира; хаос; Вселенная; первоэлемент; воздух; вода; огонь; земля

Аннотация

Происходящие в современном обществе трансформации во многих сферах жизнедеятельности человека требуют глубоких знаний мифологических основ мышления человека. Архаические вербальные тексты, как кладезь знаковых систем национальных культур, аккумулируют глубинные смыслы, потенциал которых предстает прецедентом, служащим образцом для воспроизведения, а далее и функционирования в контексте разных историко-культурных эпох. Поэтому в современных условиях техногенной цивилизации становится важным «прочтение и интерпретация» смыслового потенциала фольклорных текстов. Статья посвящена исследованию начального этапа космогенеза традиционных зачинов якутского и шорского эпосов, фрагментарные сообщения которых в совокупности взаимодополняют лакуны и очерчивают общую картину космогонического процесса. Предметом исследования являются первоэлементы рождающегося мира эпохи первотворения, которые, предшествуя появлению статических первообразов, вплетены в самую основу архаических текстов. Цель исследования – реконструкция хронологической последовательности фаз сотворения первоэлементов начального этапа космогенеза в зачинах древних эпосов. Новизна исследования заключается в экспликации космогонического процесса, отраженного в мифопоэтических воззрениях якутов и шорцев, который не был еще предметом специального изучения. В исследование привлечены структурно-типологический метод и семантический анализ. Автором выявлено, что в традиционных зачинах эпосов обнаруживается космогонический порядок «взаимного порождения» первоэлементов, при котором процессуальный характер космогонической деятельности, относящийся по сути к диахроническому ряду, многократно повторяется в синхронической плоскости при дальнейшем разворачивании эпических событий. Полученная циклическая модель мифологического хронотопа, манифестируемая автором как базовый семантический инвариант, в перспективе стимулирует новые научные изыскания в осмыслении космогонических представлений эпических текстов тюрко-монгольских народов в естественно-научном дискурсе. Такой подход, как считает автор, может вывести к единому синергетическому метаязыку, базирующемуся на фундаментальном свойстве человеческого сознания.

 

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-сравнительный аспекты».

 

Литература

  1. Пухов И. В. Олонхо – древний эпос якутов. – Якутск : Сайдам, 2013. – 48 с.
  2. Корякина А. Ф. Устойчивые мотивы олонхо : трансформация во времени // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова : Серия Эпосоведение. – 2018. – № 3 (11). – С. 138– – DOI 10.25587/SVFU.2018.11.16946.
  3. Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Ученые записки Тартуского государственного университета. – 1983. – Вып. 635. – С. 115–
  4. Путилов Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. – Москва : Наука, 1975. – С. 141–
  5. Функ Д. А. Шаманская и эпическая традиции тюрков Юга Западной Сибири : историко-этнографическое исследование телеутских и шорских материалов второй половины XIX – начала XX вв. : автореф. дисс. … д. ист. н. – Москва, 2003. – 50 с.
  6. Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности : мифология, фольклор, литература. – Москва : РГГУ, 2010. – С. 185–198.
  7. Дмитриева А. А. Указатель сюжетов и мотивов олонхо Вилюйского региона // Наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 197–
  8. Ойунский П. А. Нюргун Боотур Стремительный : якутский героический эпос олонхо / пер. В. В. Державина ; послесл. и коммент. И. В. Пухова. – Якутск : Кн. изд-во, 1975. – 431 с.
  9. Ойуунускай П. А. Дьулуруйар Ньургун Боотур : олоҥхо / подг. к печати П. Н. Дмитриева, С. П. Ойунской; ред. В. Н. Иванов. – Дьокуускай : Сахаполиграфиздат, 2003. – 544 с. (На якутском яз.)
  10. Каратаев В. О. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соҕотох» / отв. ред. Н. А. Алексеев, Н. В. Емельянов. – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и русском яз.)
  11. Ядрихинский П. П. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта / отв. ред. В. В. Илларионов. – Якутск : Көмүөл, – 508 с.
  12. Шорские героические сказания / вступ. статья, подг. текста, пер., комм. А. И. Чудоякова ; музыковедческая статья и подг. нотного текста Р. Б. Назаренко. – Москва : Наука, 1998. – 463 с.
  13. Шорские героические сказания : Кара Кан, Кара Сабак / сост., пер. Л. Н. Арбачакова. – Москва : Институт перевода Библии, 2014. – 280 с.
  14. Неклюдов С. Ю. Поле гуманитарного знания и стратегии исследования народной культуры // Вестник РГГУ. Серия : Культурология. Искусствоведение. Музеология. – 2008. – № 10. – С. 11–
  15. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. – Якутск : Сайдам, 2016. – 120 с.
  16. Неклюдов С. Ю. Мифологическая семантика в зачинах монгольского эпоса // Opera altaistica professori Stanislao Kałużyński octogenario dicata. Rocznik Orientalistyczny. T. 58. Zeszyt 1. – Warszawa : Dom Wydawniczy Elipsa, 2005. – P. 117–
  17. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 416 с.
  18. Гоголев А. ИИстоки мифологии и традиционный календарь якутов. – Якутск : Изд-во Якутского университета, 2002. – 104 с.
  19. Шаракшинова Н. О. Космогонические представления в эпосе монгольских народов // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск : Якутский филиал СО АН СССР, 1978. – С. 20–
  20. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев // Сборник МАЭ. – Ленинград : Сборник музея антропологии и этнографии, 1924. – 152 с.
  21. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Якутск : Бичик, 2008. – 400 с.
  22. Топоров В. Н. Мировое дерево : универсальные знаковые комплексы. Т. 2. – Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. – 496 с.
  23. Еремеев П. И. Заметки по якутскому верованию // Рукописный фонд архивного отдела Крест-Хальджайской сельской библиотеки Томпонского улуса РС(Я). – Фонд краеведа П. И. Еремеева. Оп. 1. Ед. хр. 2. – 57 л. (На якутском яз.)

Загрузки

Опубликован

30-03-2021

Как цитировать

САТАНАР, М. Т. . (2021). О СТРУКТУРЕ И СЕМАНТИКЕ КОСМОГОНИЧЕСКИХ МОТИВОВ ЯКУТСКОГО И ШОРСКОГО ЭПОСОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 140–149. https://doi.org/10.25587/l8857-2094-7950-z

Выпуск

Раздел

Статьи