СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПТИЦ В КРЫМСКОТАТАРСКИХ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ

Авторы

  • Фера Асановна СЕФЕРОВА, fera-sef@ukr.net Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова

DOI:

https://doi.org/10.25587/q2994-0520-2929-h

Ключевые слова:

образ, архаика, символика, сакральное значение, сюжетные линии, реликты, культ птиц, генезис, сказочный эпос, тотем

Аннотация

В крымскотатарском фольклоре, как и в фольклоре других тюркоязычных народов, засвидетельствованы древние сюжеты о птицах (лебеде, соколе, орле, филине и др.), которые со временем видоизменялись, трансформировались соответственно новым историческим условиям и особенностям устной поэтической традиции этих народов. Предмет статьи составляют эпические сказания, содержащие систему образов птиц, имеющих сакральное значение для народа. Актуальность темы обусловлена недостаточностью изучения этой проблемы, а также необходимостью дальнейшего исследования особенностей выражения системы образов птиц в крымскотатарском сказочном эпосе. Целью данного исследования является изучение системы образов птиц в идейно-художественной структуре эпических сказаний. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: ознакомиться с научно-теоретическими источниками по устному народному творчеству; проанализировать тексты эпических сказаний; сделать выводы о полученных результатах и определить перспективы дальнейших исследований. Учитывая важность проблемы понимания символики птиц в эпических сказаниях, в данной статье осуществляется попытка её описания и анализа с помощью сравнительно-исторического, культурно-исторического, интерпретационно-текстового методов анализа. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что в эпических сказаниях система образов птиц используется для выражения представлений народа о мифическом времени и тотемистических предках. Об этом же говорят сохранившиеся до наших дней реликты культа птиц у крымских татар. Исключительно интересны мотивы приручения воробья, жаворонка, соловья и др., выступающих в роли связных, и эпизоды выслеживания врагами лебедя с целью узнать место нахождения возлюбленного или же потерянного героя. Исследование системы образов птиц в сказочном эпосе представляют интерес не только как продукт художественного вымысла народа, но и как объект историко-генетического исследования, которое должно способствовать развитию фольклористической науки по этническому и региональному принципу.

 

Литература

  1. Селиванова О. О. Сучасна лінгвістика : напрями та проблеми : пiдручник. – Полтава : Довкiлля-К, 2008. – 711 с. (На украинском яз.)
  2. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка // Вопросы языкознания. – 1995. – № 1. – С. 36–41.
  3. Бакиров М. Х. Татарский фольклор. – Казань : Ихлас, 2012. – 400 с.
  4. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос : книжные дастаны. – Казань : ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2018. – 380 с.
  5. Юсупов Ф. Ю. Сказочный эпос сибирских татар // Актуальные проблемы современной фольклористики. – Казань : Ихлас, 2016. – С. 98–
  6. Давлетшина Л. Х. Мифологизм в татарской прозе конца ХХ – начала ХХI вв. : дис. … к. филол. н. – Казань, 2005. – 173 с.
  7. Стеблева И. В. Об изучении образной системы классической тюркоязычной поэзии // Фольклор, литература и история Востока : материалы III Всесоюзной тюркологической конференции. – Ташкент : ФАН, 1984. – С. 324–327.
  8. Къырымтатар халкъ масаллары. 2-нджи, ишленильген нешир / Тертип эткенлер : К. Джаманакълы, А. Усеин. – Симферополь : КъДЖИ «Къырымдевокъувпеднешир» нешрияты, 2008. – 384 с. (На крымскотатарском яз.)
  9. Бекиров Дж. Татар фольклоры. – Ташкент : Укитувчи, 1975. – 311 с. (На крымскотатарском яз.)
  10. Сеферов Э. А. Отголоски древних верований у крымских татар // Къасевет. – 1995. – № 1. – С. 40–43.
  11. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – Москва : Наука, 1976. – 358 с.
  12. Къырымтатар халкъ агъыз яратыджылыгъы : Хрестоматия / Тертип этиджи Д. Бекиров. – Ташкент : Укитувчи, 1991. – 248 б. (На крымскотатарском яз.)
  13. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1949. – 191 с.
  14. Къырымтатар эфсанелери ве дестанлар / У. Эдемова тертип этти. – Акъмесджит : Таврия нешрияты, къырымтатар бедиий эдебияты болюги, 2004. – 340 с. (На крымскотатарском яз.)
  15. Фрезер Дж. Дж. Поклонение деревьям. Глава 9 // Золотая ветвь. – Москва : Политиздат, 1986. – С. 110–
  16. Сказки и легенды крымских татар. Печатается по изданию «Сказки и легенды татар Крыма, 1936 г.» : фольклорный сборник. – Симферополь : ГАУ РК «Медиацентр им. Гаспринского», 2017. – 400 с.
  17. Имамов К. Генезис и функции мотива испытания в сказочном эпосе // Фольклор, литература и история Востока : материалы III Всесоюзной тюркологической конференции. – Ташкент : ФАН, 1984. – С. 263–266.
  18. Материалы фольклорной практики 19.07.2009 г. Информатор – Ревиде Эреджепова (1918 г. р., с. Корбекуль, Алушта) // Фольклорный фонд кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУ ВО РК «КИПУ». (На крымскотатарском яз.)
  19. Материалы фольклорной практики 17.07.2011 г. Информатор – Сеит-Асан Ибраимов (1924 г. р., г. Симферополь) // Фольклорный фонд кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУ ВО РК «КИПУ». (На крымскотатарском яз.)
  20. Материалы фольклорной практики 15.07.2011 г. Информатор – Исмет Ипекчиев (1924 г. р., с. Бешэв Симферопольского р-на) // Фольклорный фонд кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУ ВО РК «КИПУ». (На крымскотатарском яз.)
  21. Каганович С. О восточном романтизме // Фольклор, литература и история Востока : материалы III Всесоюзной тюркологической конференции. – Ташкент : ФАН, 1984. – С. 225–230.

Загрузки

Опубликован

28-12-2020

Как цитировать

СЕФЕРОВА, Ф. А. . (2020). СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПТИЦ В КРЫМСКОТАТАРСКИХ ЭПИЧЕСКИХ СКАЗАНИЯХ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 40–49. https://doi.org/10.25587/q2994-0520-2929-h

Выпуск

Раздел

Статьи