НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФОЛЬКЛОРИСТОВ В РАКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Авторы

  • Марианна Тимофеевна САТАНАР, satanar68@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/z6771-4742-0825-e

Ключевые слова:

эпос, фольклор, олонхо, мифология, научное наследие, фольклористы, методология, типология, гуманитарные науки, естествознание, универсалии

Аннотация

Актуальность аналитического обзора теоретико-методологических основ обусловлена новой парадигмой синтеза знаний современной науки, характеризующейся, с одной стороны, расширением основ объективно-научной рациональности в гуманитарных дисциплинах, с другой, гуманизацией естественнонаучных дисциплин. Сбор, а далее научное изучение якутского фольклора имеет достаточно богатую историю. Усилиями не одного поколения исследователей проделана огромная работа. Вместе с тем, в якутской фольклористике и в настоящее время подавляющая часть исследований продолжает ограничиваться внутритекстовыми и межтекстовыми рамками, вне поля изучения остаются предтекстовые формы появления текста с «имманентной структурой». Такая тенденция обуславливает необходимость проведения аналитического обзора трудов отечественных филологов А. Н. Веселовского, П. А. Флоренского, В. Г. Богораза, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, В. Я. Проппа, Ю. М. Лотмана, В. В. Иванова, В. Н. Топорова, Е. М. Мелетинского, С. Ю. Неклюдова, сыгравших ключевую роль в истории формирования и развития современной фольклористики, под другим ракурсом обобщения – естественнонаучным углом зрения. Целью настоящей работы является актуализация естественнонаучного пласта в творческом наследии филологов для модернизации теоретико-методологической базы в данном направлении. Многовековой опыт наблюдений якутского народа об окружающем мире содержится в мифологическом знании, и он пока не осмыслен рационально. В свете современной науки объективность фольклористических исследований может расширить путь внедрения естественнонаучных построений, способный вывести к единому синергетическому метаязыку. Используются методы обзора, обобщения, индуктивного анализа. По мнению автора, в условиях постнеклассической научности необходимы учёт исторического развития фольклористики, возврат многообразий проблематики дисциплины, актуализация скрытых по известной причине направлений исследований, в частности и в сторону приоритетного естественнонаучного осмысления природы фольклора. Таким образом, пересмотр научного пути и творчества фольклористов сквозь призму знаний и методов естественных наук позволяет выявить заложенные в работах ученых идеи, направленных в будущее и которые в современных условиях могут стимулировать новые научные поиски, новые разыскания в осмыслении закономерных истоков мифопоэтических традиций якутского фольклора.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Героические эпосы тюрко-монгольских народов Евразии: проблемы и перспективы сравнительного изучения».

Литература

  1. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. – Москва : Наука, 1976. – 327 с.
  2. Ковалёва Р. М., Приемко О. В. Интегративная фольклористика : учебно-метод. пособие. – Минск : Белорусский государственный университет, 2017. – 239 с.
  3. Топорков А. Л. Фольклористика в междисциплинарном диалоге // Труды Отделения историко-филологических наук РАН-2015 / отв. ред. В. А. Тишков. – Москва : Наука, 2016. – С. 23-41.
  4. Неклюдов С. Ю. Фольклор и его исследования : век двадцатый // Экология культуры. – 2006. – № 2 (39). – С. 121-127.
  5. Неклюдов С. Ю. Поле гуманитарного знания и стратегии исследования народной культуры // Вестник РГГУ. Серия : Культурология. Искусствоведение. Музеология. – 2008. – № 10. – С. 11-24.
  6. Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Москва : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1958. – 603 с.
  7. Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. – Ленинград : Наука, 1974. – 727 с.
  8. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса : Ранние формы и архаические памятники. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1969. – 462 с.
  9. Эйнштейн А. Физика и реальность : сб. ст. / пер., сост. и коммент. У. А. Франкфурта. – Москва : Наука, 1965. – 359 с.
  10. Надель-Червиньска М. Структура Вселенной (метаязыковые аспекты) и мифологические истоки современной науки // Лингвокультурология. – 2009. – Вып. 3. – С. 170-195.
  11. Марков М. А. Будущее науки (ускорители элементарных частиц следующих поколений // Успехи физических наук. – 1973. – Т. 111. – № 4. – С. 719-742.
  12. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – Москва : Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит-ры, 1989. – 400 с.
  13. Weizsäcker, C. F. Die Einheit der Natur. – München : Carl Hanser Verlag GmbH & Co. KG, – 492 p. (На нем. яз.)
  14. Блохинцев Д. И. Две ветви познания мира // Техника молодежи. – 1980. – № 11. – С. 55-64.
  15. Злобин Н. С. Культурные смыслы науки. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 1997. – 288 с.
  16. Степин В. С. Основания науки и их социокультурная размерность // Научные и вненаучные формы мышления : материалы международного симпозиума. – Москва-Киль : Институт философии РАН, 1996. – С. 3-12.
  17. Якунин В. И. Новая гуманитаристика как производительная сила общества // Гуманитарные и естественные науки : проблемы синтеза : материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 3 апреля 2012 г.). – Москва : Научный эксперт, 2012. – С. 8-17.
  18. Рупташ О. В. Интеграция гуманитарных и естественных наук : к вопросу об основаниях // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 10 (26). – С. 68-73.
  19. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. – Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1976. – 243 с.
  20. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 т. Т. 1 / Репринт издания 1865 г. с испр. – Москва : Индрик, 1994. – 801 с.
  21. Иванов В. В. О научном ясновидении Афанасьева, сказочника и фольклориста // Литературная учеба. – 1982. – № 1. – С. 157-161.
  22. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. – Москва : Поморье, 1922. – 70 с.
  23. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – Москва : Прогресс, 1993. – 324 с.
  24. Иванов В. В. Категория времени в искусстве и культуре XX в. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве / Отв. ред. Б. Ф. Егоров. – Ленинград : Наука, 1974. – С. 39-67.
  25. Богораз В. Г. Эйнштейн и религия : Применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений. – Москва ; Петербург : Издательство Л. Д. Френкель, 1923. – Т. 1. – 120 с.
  26. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры, 1976. – 403 с.
  27. Веселовский АНИсторическая поэтика / ред., вступ. ст. и примеч. В. МЖирмунского. – Ленинград : Гослитиздат, 1940. – 648 с.
  28. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. 2-е изд. – Москва : Наука, 1969. – 168 с.
  29. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе : Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – Москва : Худ. лит-ра, 1975. – С. 234-407.
  30. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. – Москва : Мысль, 1994. – 919 с.
  31. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. – Москва : Мысль, 2001. – 558 с.
  32. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. – Москва : Мысль, 1993. – 958 с.
  33. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. – Москва : Советский писатель, 1990. – 320 с.
  34. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер. вступ. ст. и примеч. А. Б. Островского. – Москва : Республика, 1994. – 384 с.
  35. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Ю. М. Лотман. Об искусстве. – Санкт-Петербург : Искусство – СПБ, 1998. – 704 с.
  36. Лотман Ю. М. Письма. – Москва : Языки славянской культуры, 1997. – 793 с.
  37. Иванов В. В., Топоров В. Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору : сб. ст. памяти В. Я. Проппа / сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. – Москва : Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. – С. 44-77.
  38. Королев К. М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – Москва : Эксмо, 2005. – 608 с.
  39. Мелетинский Е. М. «Я с юности проникся мечтой о превращении гуманитарных наук в точные…» // Новая газета. – 1993. – № 38. – С. 5.
  40. Неклюдов С. Ю. Почему мифы разных народов похожи друг на друга // Arzamas. Курс № 6 : Мифы Южной Америки [Электронный ресурс]. URL : http://arzamas.academy/materials/123 (дата обращения : 22.04.2020).
  41. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд. – Москва : Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
  42. Фрумкина Р. М. Роль статистических методов в современных лингвистических исследованиях // Математическая лингвистика : сб. ст. / отв. ред. С. Шаумян. – Москва : Наука, 1975. – С. 156-183.
  43. Паршин А. Н. Путешествие Данте в Ад : поэзия мифа и точность естествознания // П. А. Флоренский : философия, наука, техника / ред., сост. В. А. Росов, П. В. Флоренский. – Ленинград : Ленинградский отдел Института истории естествознания и техники АН СССР, 1989. – 82 с.
  44. Топорков А. Л. Русские фольклористы : Биобиблиографический словарь // Антропологический форум. – 2009. – № 11. – С. 1-10.
  45. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 1. – С. 18-36.
  46. Алексеев Н. А. Шаманизм в системе традиционной религии народов Сибири // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2012. – № 1 (4). – С. 24-27.
  47. Попова А. С. Логико-гносеологический анализ космологического содержания олонхо : автореф. дисс. … к. филос. н. – Якутск, 1996. – 14 с.
  48. Попова Т. С. Картина мира на языке мифа : взгляд саха. – Якутск : Изд-во ЯГУ, 2009. – 84 с.
  49. Топоров В. Н. Мировое дерево : Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. – Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. – 496 с.

Загрузки

Опубликован

30-06-2020

Как цитировать

САТАНАР, М. Т. . (2020). НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФОЛЬКЛОРИСТОВ В РАКУРСЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 148–159. https://doi.org/10.25587/z6771-4742-0825-e

Выпуск

Раздел

Статьи