ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХАКАСОВ КАК РЕСУРС ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ

Авторы

  • Лариса Викторовна АНЖИГАНОВА, alv_9@mail.ru Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
  • Антонида Михайловна ТЮЛЬБЕРОВА, antonidatyulberova@mail.ru Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

DOI:

https://doi.org/10.25587//SVFU.2019.16.44314

Ключевые слова:

эпическая культура, функции, структура эпической культуры, система ценностей, традиционализм, модернизм, неотрадиционализм, сакрализация, ресакрализация, хакасское эпическое наследие, ревитализация, проблемы, противоречия

Аннотация

Целью данной статьи является анализ философско-социологических аспектов процесса ревитализации эпической культуры во всей ее целостности и полноте. Теоретический анализ эпической культуры как системы дополнен результатами социологического исследования проблем сложнейшего и непредсказуемого процесса ревитализации хакасской эпической традиции.

Для раскрытия темы авторы использовали системно-функциональный метод, суть которого заключается в рассмотрении эпической культуры как системы, каждая составляющая которой имеет определенное назначение. В работе особое внимание уделено выявлению функций эпоса в обществе, что определяет контекст, в котором эпическая традиция жива и играет активную роль в обществе. Для определения проблем и перспектив возрождения хакасской эпической культуры был проведен полуформализованный опрос экспертов (исполнителей, писателей, музыкантов, актеров, ученых – всего 21 чел.). Также были представлены результаты включенного наблюдения, тем более, что один из авторов (А. М. Тюльберова) является исполнителем хакасских героических сказаний.

В работе эпическая культура как система представлена в единстве ядра (системы ценностей), элементов (аутентичного текста, сказительского дара, «понимающей аудитории»), «защитного пояса» (традиций и канонов исполнительства, системы запретов, ритуальных практик, сопровождающих акты исполнения сказаний и пр.). Авторами выделены основные функции эпической культуры: онтологическая, аксиологическая, эстетическая, социологическая, этическая, экологическая, рефлексивная, коммуникативная, экзистенциальная, психотерапевтическая. Эпическое наследие, функционирующее во всей своей полноте, способствовало сохранению и развитию этноса во времени и пространстве.

Анализ ответов экспертов показал, что в вопросах возрождения эпической культуры респонденты разделились на две неравные группы. Большинство считают, что эпическое наследие должно возрождаться как социокультурное явление учреждениями образования, культуры, средствами массовой информации и пр. Немногочисленные сторонники понимания эпической культуры как сакральной деятельности уверены в том, что сказитель должен получить право исполнения эпических произведений только от сакральных предков, а само действие всегда носит священный характер.

Дальнейшего исследования требует определение акторов, механизмов и средств ревитализации эпической культуры как ресурса саморазвития этноса.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 19-011-00365 «Проблемы эффективного использования человеческого капитала: региональное измерение»

 

Литература

  1. Кузьмина Е. Н. Героический эпос – поэтический феномен народа // Всемирный фестиваль эпосов народов мира: сборник материалов Международных научно-практических симпозиумов (г. Бишкек, 7-8 сентября 2011 г., 4-5 сентября 2015 г., 4-6 сентября 2017 г. 26-30 июня 2019 г.). – Бишкек: Улуу Тоолор, 2019. – С. 516-528.
  2. Гутнов Ф. Х. Морально-этическая функция нартовского эпоса // Всероссийские Миллеровские чтения. – 2008, № 1. – С. 148-150.
  3. Матиев С. А. О воспитательной функции ингушского героического эпоса и проблеме его изучения в школе // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. II Международной конференции (Назрань, 20-22 сентября 2012 г.) / Отв. ред. И. М. Сампиев. – Назрань: ООО «Кеп», 2012. – С. 348-358.
  4. Садыкова З. Р., Камалиева И. Р. Воспитательная функция в эпосе «Урал Батыр» // В мире научных открытий. – 2011, № 4 (16). – С. 220-223.
  5. Суразаков А. С. Социальная функция эпоса // Алтай-Россия: через века в будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 260-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования Республики Алтай (г. Горно-Алтайск, 9-12 июня 2016 г.): в 2 т. Т. 1. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2016. – С. 29-30.
  6. Абдубалиева Б. Ж. Великий эпос «Манас» – гордость нации // Инновации в науке. – 2017, № 6 (67). – С. 81-85.
  7. Абдрасулов С. М. «Последний сказитель» или о сакральном феномене манасчи // Всемирный фестиваль эпосов народов мира: сборник материалов Международных научно-практических симпозиумов (г. Бишкек, 7-8 сентября 2011 г., 4-5 сентября 2015 г., 4-6 сентября 2017 г. 26-30 июня 2019 г.). – Бишкек: Улуу Тоолор, 2019. – С. 34-41.
  8. Басангова Т. Г. О феномене сказительства в фольклоре калмыков // Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева. – 2018, № 14 (38). – С. 46-49.
  9. Бакчиев Т. А. Мировоззрение кыргызов и сказительское искусство манасчы // Научное обозрение Саяно-Алтая. – 2013, № 2 (6). – С. 63-67.
  10. Бакчиев Т. А. Кыргызские эпические сказители. – Бишкек: Принт-Экспресс, 2015. – 256 с.
  11. Унгвицкая М. А., Майногашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. – Абакан: Хакасское отд. Красноярского кн. изд-ва, 1972. – 311 с.
  12. Трояков П. А. Героический эпос хакасов и проблемы изучения. – Абакан: [б. и.], 1991. – 325 с.
  13. Субракова О. В. Язык хакасского героического эпоса. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2007. – 182 с.
  14. Чистобаева Н. С. Героический эпос хакасов: тематика и поэтика: автореф. дисс. ... к. филол. н. – Улан-Удэ, 2007. – 18 с.
  15. Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1988. – 592 с. (на хакасском и русс. яз.)
  16. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
  17. Хакасский героический эпос: история и современность: материалы Республиканского научно-практического семинара, посвященного 75-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. – Абакан: ХакНИИЯЛИ, 2019. – 128 с.
  18. Албынжи. Хакасское героическое сказание. – Красноярск: Кн. изд-во, 1984. – 112 с. (на русс. яз.)

Загрузки

Опубликован

28-12-2019

Как цитировать

АНЖИГАНОВА, Л. В. ., & ТЮЛЬБЕРОВА, А. . М. . (2019). ЭПИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХАКАСОВ КАК РЕСУРС ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕВИТАЛИЗАЦИИ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 51–58. https://doi.org/10.25587//SVFU.2019.16.44314

Выпуск

Раздел

Статьи