О ПОНЯТИИ «КАЙЫП» В ЭПОСЕ «МАНАС»

Авторы

  • Талантаалы Алымбекович БАКЧИЕВ, kg.baatyr@gmail.com Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.15.36596

Ключевые слова:

героический эпос, трилогия, кайып, скрытое состояние, религиозно-мифологический мотив, мировоззрение, понятие, представление, вариант, эпическая традиция.

Аннотация

В фольклористике огромный интерес представляет народный героический эпос, как носитель традиционной культуры и национального мировоззрения.

В данном случае объектом научного исследования являются религиозно-мифологические мотивы кыргызского героического эпоса «Манас». В частности, автор акцентирует свое внимание на понятии кайып. Основной целью настоящего исследования является определение значения понятия кайып по материалам вариантов С. Орозбакова, С. Каралаева, М. Чокморова и Ш. Азизова. Научная новизна данной статьи состоит в том, что она является одной из первых работ, исследующей понятие кайып, как религиозно-мифологический мотив эпоса «Манас».

Автор в своей работе пытается выявить все значения понятия кайып в эпосе «Манас» и определить их роль в эпической традиции. Таким образом, он находит несколько значений данного понятия. В первом случае, это – мир фей, циклопов, духов-покровителей, великанов, это особый мир – «мир кайыпов», представители которого могут проникать в мир живых и всячески проявлять себя. Во-втором случае, это название самих обитателей данного мира. В третьем случае, это – пещера, которая является временным пристанищем между миром живых и миром кайыпов, в эпосе её называют «чёрной пещерой кайыпов». Кроме того, в третьей части эпоса – «Сейтек», повествуется о том, как пятеро самых близких людей Манаса: советник и двоюродной брат Манаса – Бакай, супруга Манаса – Каныкей, сын Манаса – Семетей, супруга Семетея – Айчурек, сын близкого сподвижника Манаса – Гульчоро, добровольно покидают мир людей и уходят в мир кайыпов. Также автор рассматривает связь между кыргызским эпическим представлением кайып с исламским религиозным представлением «скрытое состояние».

Данный материал является лишь началом нового научного исследования в области изучения религиозно-мифологического представления о кайып. Рассчитывая на дальнейшее исследование данного вопроса, он намерен обратить свое внимание на другие кыргызские эпосы и фольклорные жанры, возможности которых смогут расширить представление о понятии кайып.

Загрузки

Опубликован

27-09-2019

Как цитировать

БАКЧИЕВ, Т. А. . (2019). О ПОНЯТИИ «КАЙЫП» В ЭПОСЕ «МАНАС». ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 25–32. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.15.36596

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)