Календарно-числовые особенности эпических текстов: часть 2

Авторы

  • Гарегин Суренович ВРТАНЕСЯН, veges2011@yandex.ru Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32176

Ключевые слова:

эпос, текст, число, числовой комплекс, классический эпос, архаический эпос, «странные» числа, былина, олонхо, фольклор, календарь.

Аннотация

В работе продолжен анализ календарно-числовых особенностей эпических текстов с включением древнеегипетских «Сказок фараона Хуфу», «Повести Петеисе III», эпосов «Беовульф», «Песнь о моём Сиде», якутских «Кыыс Дэбилийэ», «Элэс Боотур», латышского «Лачплесис», тувинских «Хунан-Кара», «Боктуг-Кириш, Бора-Шэлей», хакасского «Албынжи». Выявлено доминирование числа 3 во всех исследованных эпических текстах, относящихся к народам, населяющих северную часть Евразии, начиная со Скандинавии («Беовульф») и Карелии («Калевала»), Поморья (былины), и заканчивая Якутией («Нюргун Боотур Стремительный», «Кыыс Дэбилийэ») и Бурятией («Гэсэр»). В западноевропейских текстах единообразие отсутствует: в тексте «Песнь о моём Сиде» и одной версии «Песни о Роланде» также доминирует число 3, но во второй версии последнего доминирует число 2. В южных текстах («Гильгамеш», «Одиссея») доминируют числа 7, 12. В хозяйственных текстах из Древнего Египта доминируют 5 и её производные, числа 2 и 10. В то же время в северноевразийских текстах «пятерка» имеет либо низкую частотность, либо отсутствует. Расширение счетного поля в сибирских текстах происходит в основном редубликацией с образованием смешанных десятичных чисел. Этот способ расширения числового поля в западных («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде») и южных («Гильгамеш», «Одиссея») текстах неизвестен. Числа от третьего и более разрядов везде формируются удесятерением. В текстах, относящихся к классической группе («Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде»), частотность больших (от 100 и более) чисел очень высока. Выявлено, что некоторые «странные» числа (13 и 73, «Гэсэр») имеют отношение к счету и учету времени (календарь). Рассмотрена версия календарно-числовой маркировки образа героя («Гэсэр»). По предварительным данным, числовой облик «женского» текста (олонхо «Кыыс Дэбилийэ») отличается доминантой числа 8 от «мужских» олонхо, в которых доминирует 9. Занимая второе место после 3, числа 9 и 8 меняются местами. Числового комплекса 6-7 в текстах олонхо почти нет (1-2 раза), также он мало фигурирует в эхирит-булагатской версии «Гэсэра» (9%).

Литература

  1. Вртанесян Г. С. Календарно-числовые особенности эпических текстов // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2018. № 3 (11). – С. 20-41. doi: 10.25587/SVFU.2018.11.16938.
  2. Иванов В. В. Евразийские эпические мифологические мотивы // Евразийское пространство. Звук, слово, образ. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – С. 13-53.
  3. Неклюдов С. Ю. Типология и история в памятниках героического эпоса // The Armenian Epic «Daredevils of Sassoun» and the World Epic Heritage (Tsakhkadzor, November 4-6, 2003). – Yerevan: National Academy of Sciences of Armenia, 2003. – pp. 17-24.
  4. Вртанесян Г. С. Эпические герои и трикстеры в аспекте календарного мифа // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2019. №1 (13). – С. 5-23. doi: 10.25587/SVFU.2019.13.27294.
  5. Древнеегипетская проза. Повесть Петеисе III / Тексты подготовлены К. Н. Жуковской. – М.: Худ. лит-ра, 1978. – 303 с.
  6. Путешествие Ун Амуна в Библ. Египетский иератический папирус № 120. Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия. – М.: Восточная литература. Ин-т Востоковедения РАН. ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1960. – 116 с.
  7. Рак И. В. Египетская мифология. – СПб.: «Журнал “Нева”», Летний сад, 2000. – 560 с.
  8. Будагов Р. А. Определяет ли принцип экономии развитие и функционирование языка? // Вопросы языкознания. – 1972, № 1. – С. 17-36.
  9. Кибрик А. Е. Константы и переменные языка. – СПб.: Алетейя, 2003. – 661 с.
  10. Меннингер К. История цифр. – М.: Центрполиграф, 2011. – 543 с.
  11. Gonda J. Reflections on the numerals “one” and “two” in ancient Indo-European Languages. – Utrecht: Oosthoek Publ., 1953. – 80 p. (на англ. яз.)
  12. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. 2-е изд. Т. 1. – М.: АН СССР, 1959. – 679 с.
  13. Стефанович Я. В. От Якутска до Аяна. Путевые наблюдения // Записки ВСОИРГО. Т. 2. Вып. 3. – Иркутск: Тип. К. И. Витковского, 1896. – 184 с.
  14. Быконя В. В. Количественные числительные в южных диалектах селькупского языка // Сб. ст. к 95-летию проф. А. П. Дульзона. ТГПУ. – Томск: ТГПУ, 1995. – С. 21-29.
  15. Ольдерогге Д. А. Системы счета в языках народов Тропической и Южной Африки // Африканский этнографический сборник. Вып. 13. – Л.: Наука ЛО, 1982. – С. 3-34.
  16. Симонов М. Д. Материалы по этнографии сымских эвенков // Генезис и эволюция этнических культур Сибири: сб. науч. тр. – Новосибирск: АН СССР, Сибирское отделение, Институт истории, филологии и философии, 1986. – С. 15-29.
  17. Hurford J. R. The linguistic theory of Numerals. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1975. – 293 р. (на англ. яз.)
  18. Поппе Н. Н. О числительном «восемь» в угорских языках // Языковедные проблемы по числительным. – Л.: ЛГУ, 1927. – С. 127-129.
  19. Иванов В. В. Типология языков бассейна Амазонки. Числительные и счет // Вопросы языкознания. – 2005, № 5. – С. 3-10.
  20. Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 719 с.
  21. Беовульф. Библиотека Всемирной литературы. Т. 9. – М.: Худ. лит-ра, 1975. – 751 с.
  22. Жолобов О. Ф. Функция и формы числительных в берестяной грамоте № 715 // Вопросы языкознания. – 2005, № 3. – С. 30-43.
  23. Поэма и избранные романсы о Сиде в переводах русских писателей. – СПб.: Типография Глазунова, 1897. – 157 с.
  24. Blazek V. Numerals. – Brno: Masarykova Universita, 1999. – 337 p. (на англ. яз.)
  25. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Т. 2. 2-е изд. – СПб.: Тип. Император. Акад. наук, 1896. – III, 710 с. – (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук; Т. 60).
  26. Лачплесис: латышский эпос, воссозданный по народным преданиям. – М.: Наука, 1975. – 351 с. – (Эпос народов СССР).
  27. Элэс Боотур: якутский героический эпос олонхо / Фонд сохранения, изучения и пропаганды эпоса Олонхо. – Якутск: ОАО «Типография “Новости”», 2002. – 196 с.
  28. Кыыс Дэбилийэ: якутский героический эпос. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
  29. Гэсэр. Бурятский народный эпос // Эпосы народов СССР. Т. 1. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. – С. 115-171.
  30. Абай Гэсэр Хубун. Ч. 1. – Улан Удэ: АН СССР СО Бурятский КНИИ, 1961. – 231 с.
  31. Бурятская мифология. Мифы народов мира. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 672 с.
  32. Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания. – М.-Л.: Наука, 1966. – 399 с.
  33. Тувинские героические сказания. – Новосибирск: Наука. Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. – 584 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 12).
  34. Албынжи. Хакасский героический эпос // Эпосы народов СССР. Т. 1. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. – С. 461-532.
  35. Грюнберг А. П. Нуристанские языки // Языки мира. – М.: Индрик, 1999. – С. 126-131.
  36. Казакевич О. А. Две женщины, семь теснин и тридцать воинов (о выражении квантитативности в фольклорных текстах северных селькупов) // Логический анализ языка. Квантитативный аспект языка. – М.: Индрик, 2005. – С. 384-399.
  37. Рафаева А. В. Число и счет в русских сказках (по материалам сборника Афанасьева А. Н.) // Числа в системе культуры: сб. ст. – М.: Изд-во РГГУ, 2012. – С. 9-55.
  38. Орехов Б. В., Галлямов А. А. Числительные в башкирской народной поэзии // Логический анализ языка: Числовой код в разных языках и культурах – М.: ЛЕНАНД, 2014. – С. 182-186.
  39. Напольских В. В. Реконструкция числительных и реконструкция систем счисления // Числа в системе культуры: сб. ст.  М.: РГГУ, 2012.  С. 197-219.
  40. Щеглов П. В. Отраженные в небе мифы земли. – М.: МГУ, 1996. – 142 с.
  41. Вртанесян Г. С. Некоторые особенности структуры нивхских календарей // Фольклор палеоазиатских народов: материалы II Международной научной конференции (г. Якутск, 21-25 ноября 2016 г.). – Якутск: РИО медиа-холдинга, 2017. – С. 91-97.
  42. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. – М.: Худ. лит-ра, 1977. – 317 с.
  43. Ионов В. М. Дух-хозяин леса у якутов // Сборник МАЭ. Т. 4. – Пг.: Тип. Император. Акад. наук, 1916. – 43 с.
  44. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – нач. XX века. – Новосибирск: Наука, 1975. – 199 с.
  45. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1984. – 317 с.
  46. Калевала / Пер. Л. П. Бельского. – Л.: Лениздат, 1984. – 575 с.
  47. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 4. Материалы этнографические. – СПб.: Типография В. Безобразова, 1883. – 386 с.
  48. Вртанесян Г. С. Числовые комплексы в текстах и материальной культуре народов Урала, Приуралья и Сибири // Вестник угроведения. – 2018, Т. 8, № 3. – С. 525-538.
  49. Вртанесян Г. С. «Спрятанное время» в календарях народов Урала и Сибири // Вестник угроведения. – 2018, Т. 8, № 1. – С. 112-123.
  50. Gobert M-N. Les nombre sacres et l'origine des religions. – Paris: Stock + Plus, 1982. – 196 p. (на франц. яз.)

Загрузки

Опубликован

05-07-2019

Как цитировать

ВРТАНЕСЯН, Г. С. . (2019). Календарно-числовые особенности эпических текстов: часть 2. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 5–20. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32176

Выпуск

Раздел

Статьи