СЕМИОТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО

Авторы

  • Николай Николаевич КОЖЕВНИКОВ, nikkozh@gmail.com Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.
  • Вера Софроновна ДАНИЛОВА Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.10.14556

Ключевые слова:

эпос, семиотика, ряд, система, устройство мира, богатырь, подвиги, идентификация, коммуникация, мировая гармония, универсализм.

Аннотация

Многие сюжетные и описательные разделы олонхо тщательно разработаны на уровне знаков и могут быть охарактеризованы семиотическими системами и формирующими их семиотическими рядами, которые отличаются полнотой, устойчивостью и оптимальностью. Среди них можно выделить, прежде всего, системы, отражающие устройство мира.

Выделены основные семиотические ряды, дающие представление об основных сюжетных линиях олонхо: мотивация богатыря к бою, включая его физическую и психологическую форму; вооружение богатыря; характеристика боевого коня; подготовка и путь богатыря к бою; собственно бой, заканчивающийся победой героя. Обычно эти ряды включаются в более широкие семиотические системы. Выделены четыре основные семиотические системы олонхо: общая, Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего мира. Семиотические системы дают представление о среде, окружающей героев олонхо, и мирах, в которых происходят все сюжетные действия.

Взаимодействие индивида с природой характеризуют духи-хозяева предметов, вещей, явлений природы или определённых мест: озер, рек, морей, дорог, проходов в Верхний и Нижний миры – иччи. Их можно считать душой неодушевленного предмета (камня, дерева, леса), жилища, хотона, коновязи (сэргэ). Такой душой могут обладать и процессы, например, огонь, а также значительное слово.

В качестве материала для иллюстраций был использован текст якутского героического эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний Платоном Алексеевичем Ойунским. Перевод на русский язык осуществлен Владимиром Державиным.

Рассмотренные семиотические ряды связаны с идентификацией основных образов и предметов олонхо, а семиотические системы – обеспечивают коммуникацию этих образов и предметов между собой и с окружающей их средой. Связь между рядами и системами обеспечивается посредством ритмов мировой гармонии. Семиотические ряды и системы ориентированы на универсалии якутского героического эпоса олонхо: универсализм, гармоничное взаимодействие с природой и толерантность эпоса.

Литература

  1. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы: в 2 т. Т. 1. – М.: Академия, 2004. – 512 с.
  2. Никитина Е. С. Семиотика. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 528 с.
  3. Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб, 2000. – 704 с.
  4. Кожевников Н. Н. Система координат мира на основе предельных динамических равновесий. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. – 176 с.
  5. Kozhevnikov N. N., Danilova V. S. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. – 2016, vol. 5, iss.1. – pp. 18-26. (на англ. яз.)
  6. Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1994. – 608 с.
  7. Пропп В. Я. Русская сказка. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 332 с.
  8. Сидоров Е. С. Очерки по олонхо. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. – 131 с.
  9. Kozhevnikov N., Danilova V. Style and rhythm of the Yakut heroic epos “Olonkho” // Variation in Language, Literature, Folklore and Music (Annual conference of Centre of Excellence in Estonian Studies). – Tartu, Estonia, 2017. – p. 61. (на англ. яз.)
  10. Ойунский П. А. Якутская сказка, её сюжет и содержание. – Якутск: Сайдам, 2013. – 96 с.
  11. Нюргун Боотур Стремительный. Воссоздал на основе народных сказаний Платон Ойунский / Пер. В. В. Державина. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1975. – 429 с.
  12. Гоголев А. И., Бурцев А. А. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии. – Якутск: Сфера, 2012. – 76 с.
  13. Егорова Л. И. Культ Неба: истоки и традиции (на материале текстов олонхо и лексики саха). – Якутск: Издат. дом СВФУ, 2012. – 106 с.
  14. Гоголев А. И. Народные знания якутов в XVII – начале XX вв. – Якутск: Издат. дом СВФУ, 2015. – 104 с.
  15. Винокуров В. В. Иччи (духи-хозяева) в якутском героическом эпосе Олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2017. №3 (7). – С. 38-51. doi: 25587/SVFU.2017.7.10591

Загрузки

Опубликован

29-06-2018

Как цитировать

КОЖЕВНИКОВ, Н. Н. ., & ДАНИЛОВА, В. С. . (2018). СЕМИОТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 76–84. https://doi.org/10.25587/SVFU.2018.10.14556

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)