КУЛЬТУРА СЛУШАНИЯ ОЛОНХО: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОССОЗДАНИЮ

Авторы

  • Галина Семеновна ПОПОВА, gs.popova@mail.ru Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

Ключевые слова:

эпическая культура, якутский героический эпос Олонхо, ревитализация, текст как целое, архетипический текст олонхо, субъекты эпической культуры, сказитель-олонхосут, слушатель, слушание, культура слушания, компоненты и структура культуры слушания олонхо, воссоздание локальных центров олонхо.

Аннотация

В условиях ревитализации эпической культуры саха актуально рассмотрение со всех сторон данного процесса, и отдельно взятая культура слушания эпоса олонхо выступает в качестве основных ее компонентов наряду с самим сказительством – олоҥхолооһун. Целью работы поставлено следующее: выявить специальные научно-практические подходы к воссозданию культуры слушания якутского эпоса олонхо в современных социокультурных условиях бытования этноса под самоназванием саха. В исследовании используются как философский, феноменологический и онтологический, так и культурфилософский, специальный интердисциплинарный культурологический подходы, позволяющие сопоставлять сказителя олоҥхоһут с поэтом-импровизатором и философом, а слушателя с целостной личностью, способной творчески осваивать культурную информацию – с использованием соответствующих методов: информационного, структурного, логического, сравнительно-сопоставительного анализов, методов аналитической психологии, обобщения. Обозначены компоненты эпической культуры, разработана новемологическая структура культуры слушания, схема слушания, в итоге всего проделанного предполагается все это внедрить в практику ревитализации олонхо в качестве специальной технологии. В последнем состоит логическое продолжение исследования, также стоит задача разработки модели слушателя. Автор приходит к заключению, что для актуализации локального центра эпоса олонхо необходимо наличие пяти феноменов или системно связанных элементов синергии: эпос олоҥхо как архетипический целостный текст культуры; сказитель олоҥхоhут как носитель эпической культуры и субъект культуротворчества; аутентичное сказительство олоҥхолооhун как культуротворческая деятельность; слушатель олонхо как субъект восприятия, потребления и со-творчества продукта эпической культуры; слушание олоҥхо истиикак со-творчество и творческое сверхчувственное восприятие произведения высокого народного искусства с сопутствующим катарсисом, мимесисом и анамнесисом посредством трех субстанций внутреннего мира человека Үс кут – собственно называемых как Ийэ кут, Буор кут, Салгын кут.

Литература

  1. Возрождение и воспитание эпической аудитории: сборник докладов Республиканской научно-практической конференции. – Якутск: РИО медиа-холдинг, 2017. – 176 с.
  2. Олоҥхо: өбүгэ үөрэҕэ уонна билиҥҥи кэм: материалы Форума просветителей олонхо (27 февраля 2006 г., г. Якутск). – Якутск: Офсет, 2006. – 160 с. (на якутском яз.)
  3. Тимофеев Н. П. Оҕону олоҥхолуурга үөрэтии: методическое пособие. – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. – 96 с. (на якутском яз.)
  4. Бегунова Е. Г. Формирование готовности будущего учителя к обучению младших школьников слушанию как речевой деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 26 с.
  5. Культура слушания партнера [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/ 122507197244/ etika_i_estetika/kultura_slushaniya_partnera (дата обращения: 02.2017).
  6. Зеленова Г. В. Формирование культуры слушания учащихся педагогического колледжа в учебном процессе: Дис. … канд. пед. наук. – Таганрог, 1998. – 180 с.
  7. Сегова Т. Д. Обучение слушанию как виду речевой деятельности в 5-6 классах: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 21 с.
  8. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. – М.: ООО «Харвест», 2003. – 384 с.
  9. Сокол В. Д. Онтология слушания: Дис. канд. филос. наук. – М., 2005. (Онтология сверхчувственного аспекта слушания в европейской и ведической традиции: дис. … канд. филос. наук. Тюмень, 2005. – 173 с.)
  10. Яковлев С. С. – Эрилик Эристиин. Кэриэс туолуута: сэһэннэр, роман. – Дьокуускай: Бичик, 2011. – 544 с. – (Уран тыл уустара). (на якутском яз.)
  11. Попова Г. С. Муҥха олоҥхото. – Дьокуускай: Бичик, 2010. – 184 с. (на якутском яз.)
  12. Попова Г. С. Научно-творческая студия «Хомуһун»: методическое пособие. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 159 с.
  13. Софронов А. И. – Алампа. Стихотворение «Киһи билбэт кистэлэҥнэрэ». 1926 г. // Сочинения. Т. 1: Стихи, поэмы. – Якутск: Бичик, 2005. – С. 284-285. (на якутском яз.)
  14. Попова Г. С. Триединство в духовной культуре этноса. – СПб.: Астерион, 2010. – 346 с.
  15. Попова Г. С., Сосина Г. А. Локальные традиции эпоса олонхо (на примере Мегинского улуса): монография. – Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2013. – 144 с.
  16. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
  17. Ойуунускай П. А. Талыллыбыт айымньылар: хоһооннор, тылбаастар, драматическай поэмалар. – Дьокуускай: Саха респ. Нац. Кинигэ изд-та, 1992. – 336 с. (на якутском яз.)
  18. Бурнашев И. И. – Тоҥ Суорун. Олоҥхо умсулҕаннаах суолунан. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2011. – 73 с. (на якутском яз.) 

Загрузки

Опубликован

27-12-2017

Как цитировать

ПОПОВА, Г. С. . (2017). КУЛЬТУРА СЛУШАНИЯ ОЛОНХО: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОССОЗДАНИЮ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 69–79. извлечено от http://epossvfu.ru/index.php/1/article/view/103

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)