ОрозобековаОРОЗОБЕКОВА Жылдыз Калмашевна

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, Бишкек, Кыргызская Республика .

E-mail: kalmukamet.zhyldyz@mail.ru

 


Библиографическая ссылка:

Орозобекова Ж.К. Искусство устного эпического сказительства (проблемы собирания, изучения эпоса) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2017. №4 (8). – С. 80-88. doi: 10.25587/SVFU.2017.4.8698


ИСКУССТВО УСТНОГО ЭПИЧЕСКОГО СКАЗИТЕЛЬСТВА (ПРОБЛЕМЫ СОБИРАНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ ЭПОСА)

Аннотация. В статье изложена история записи варианта Шаабая Азизова, династийного манасчы, представителя классического типа сказителей эпоса «Манас» позднего времени, история записи трилогии «Манас», а также рассмотрены вопросы сказительского мастерства: сновидения, влияния религиозных ритуалов, понятий, сопоставительные анализы с творчеством тюркоязычных сказителей героических эпосов.

Актуальность заключается в том, что за последние годы заметно расширилась и активировалась работа по изданию и изучению эпоса «Манас», многие варианты впервые вводятся в научный обиход. Другие варианты известные и раньше, получают более широкое освещение.

О народных сказителях эпоса «Манас» написано немало. Почти более ста пятидесяти лет этот феномен занимает одно из центральных мест в науке. Существуют «школы манасчы», в которых возможно систематическое изучение творчества нескольких поколений сказителей и их варианты. Шаабай Азизов – последний из магикан, династийный манасчы, представитель северной, точнее «Тыныбековской школы». У Шаабая Азизова оригинальный вариант, его стиль уникален тем, что носит исконную, раннюю мелодию, которая не похожа ни на один из вариантов сказителей старшего поколения.

Цель статьи – представить широкому кругу читателей образец последнего традиционного классического варианта трилогии эпоса «Манас», который зафиксирован из уст самого сказителя в 1995 г.

Путем сопоставления была выявлена традиция устного сказа. Затрагивался вопрос искусства эпического сказителя (о становлении, о вещих снах), о воссоздании текста, импровизации; выявлены постоянные традиционные формулы, показаны приемы и методы запоминания, технология устного сказа; также поднимались текстологические проблемы, анализировался процесс записи (письменная фиксация, магнитофонная запись, расшифровка и т. д.). Подобные анализы записей одного сказителя в сопоставлении с текстами разных сказителей могут в конечном счете дать свежий и ценный материал для выявления тех закономерностей эпического творчества, которые остаются еще не ясными или неизвестными науке.

Ключевые слова: переходное время, виртуальная возможность, пути становления, типичность, классификация, композиция, традиционность, архаический элемент, этногрфический элемент, ранние религиозные понятия, трансцендентность, стадиальность, тюрко-монгольский, специфика фольклора, поэтический синтаксис.

ярлык открыть

Литература

  1. Астахова А. М. Былины: итоги и проблемы изучения. – М.-Л.: Наука, 1966. – 290 с.
  2. Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. – Л.: Медицина, 1966. – 276 с.
  3. Гацак В. М. Эпический певец и его текст // Текстологические изучения эпоса. – М.: Наука, 1971. – С. 7-47.
  4. Толстой И. И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. – М.: АН СССР, 1958. – 68 с.
  5. Лорд А. Б. Сказитель. – М.: Изд. «Восточная литература» РАН, 1994. – 368 с.
  6. Абдылдаев Э. «Манас» эпосунун тарыхый µнігішінін этаптары. – Фрунзе: Илим, 1981. – 324 с. (на кыргызском яз.)
  7. Кыдырбаева Р. З. К проблеме традиционного и индивидуального в эпосе «Манас». – Фрунзе: Илим, 1967. – 112 с.
  8. Кыдырбаева Р. З. Эпос «Манас» (Генезис. Поэтика. Сказительство). –Бишкек: Шам, 1996. – 408 с.
  9. Кыдырбаева Р. З. Сказительское мастерство манасчи. – Фрузне: Илим, 1984. – 117 с.
  10. Кырбашев К. «Манас» эпосунун стили (С. Орозбаковдун, С. Каралаевдин варианттары боюнча). – Фрунзе: Илим,1983. – 262 с. (на кыргызском яз.)
  11. Ауэзов М. О. Мысли разных лет. – Алма-Ата: Жазушы, 1961. – 503 с.
  12. Кыдырбаева Р. З. Мезгилдер, муундар жана манасчы // Кыргыз тили жана адабияты. – Бишкек, № 1. – С. 14-18. (на кыргызском яз.)
  13. Илларионов В. В. Эпическое наследие народа саха. – Новосибирск: Наука, 2016. – 344 с.
  14. «Манас», «Семетей», «Сейтек» по варианту Шаабая Азизова / Сост. Ж. К. Орозобекова. – Бишкек: КУТ БЕР, 2014. – 429 с.
  15. Жирмунский В. М. Огузский героический эпос и «Книга Коркута» // Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 131-259.
  16. Шерхунаев Р. А. Сказитель Пеохон Петрович. – Новосибирск: Наука,1969. – 134 с.
  17. Шерхунаев Р. А. Сказитель Пеохон Петров: Очерк жизни и творчества. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969. – 114 с.
  18. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-XX вв.). – Л.: Наука, 1969. – 304 с.
  19. Орозобекова Ж. К. Айтуучулук өнөрдүн өсүп-өнүгүү жолу. – Бишкек: Бийиктик, 2003. – 299 с. (на кыргызском яз.)