АлымкуловАЛЫМКУЛОВ Замирбек Аманбекович – к. филос. н., декан Факультета востоковедения и международных отношений, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева.

E-mail: i.arabaev@mail.ru


МИФОЭПИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ

Аннотация. В современных глобализационных процессах социокультурное развитие общества опирается на двух основополагающих принципах, толерантности и диалогичности полиэтнических культур. Подобный концептуальный подход делает возможным паритетное развитие и сосуществование различных теоретических систем, в т. ч. и различных этноэтических парадигм. В целом же существует диалог культур, что служит основанием ее единства, предполагающий духовно-нравственный обмен между этносами и позволяющий раскрыть их единичные и общие стороны.

Изучение и исследование духовного наследия предыдущих поколений это необходимое условие для проецирования «новой» единой и неразрывной культуры человечества настоящего времени. В данной статье на основе морально-нравственных понятий и категорий была проведена попытка проанализировать отдельные образы, значения присущие герою кыргызского эпоса. Однако, кроме социоэтических атрибутов конкретного героя, в эпосах есть и множество других эпитетов: художественных образов, понятий, например: «бата», «алкыш» – благословление, благожелательные напутствующие слова. Подобные дефиниции при построении сфер и сторон моральных ценностей этноса могут стать понятийно-категориальным аппаратом метода исследования не только эпосов, но и всего фольклорного жанра. Актуальность изучения эпоса «Манас» существовала всегда, и выявление этноэтических понятий в произведении это одна из направлений исследования. Целью данного исследования является морально-нравственное осмысление природы этноэтических понятий. Для достижения данной намеченной цели ставятся следующие задачи:

– раскрыть принципы развития нравственных парадигм в художественных произведениях;

– показать своеобразие нравственных понятий на основе духовной культуры.

Методологической базой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частнонаучных методов: историко-логический, системный, компаративный, а также работы известных отечественных и зарубежных исследователей, посвященные различным проблемам культуры, фольклора, этики и философии. Эти методологические основания позволили конкретизировать научно-исследовательский подход к задачам изучения нравственности и культуры и одновременно интерпретировать их в глубокой связи друг с другом.

Ключевые слова: Миф, добро, зло, этноэтика, калокогатия, традиция, гуманизм, великодушие, канкор, мифоэпика, мораль, нравственность, импровизация, эстетика, добродетель.

ярлык открыть

Библиографическая ссылка:

Алымкулов З. А. Мифоэпические формы нравственности // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2017. №3 (7) [Электронный ресурс]. URL: http://epossvfu.ru/wp-content/uploads/2017/09/Алымкулов-68-72.pdf (дата обращения). – С. 68-72.